Воссоединение 1654 г.

Карта "Украина или казацкая земля с прилегающими провинциями Валахии, Молдавии и Малой Татарии" (1712)

Карта «Украина или казацкая земля с прилегающими провинциями Валахии, Молдавии и Малой Татарии» (1712) нюрнбергского картографа Иоганна Баптиста Гоманна (1664-1724). Основой для этой немецкой карты послужили карты Украины Гийома Левассера де Боплана сер. XVII века.

Гоманн — основатель немецкой школы издания атласов (эта карта была помещенной в его атласе) — пытался следить за внедрением на картах актуальных политических и военных реалий, изменений границ и международной ситуации. Человеком он был уважаемым, и вскоре, в 1715 году был назначен географом Императора Священной Римской империи.

«Украина или казацкая земля…» являлась картой театра военных действий Великой северной войны (1700-1721). Поэтому на картуш вынесены гетман Мазепа и его сторонники, обозначено место Полтавской битвы 1709 года. Однако для нас важна констатация: «Украина — земля казаков». Интересно, что на картуше используется латинское написание «Украния» («Вкрания») — так Украина до сих пор обозначается в некоторых романских языках: итальянском, испанском, португальском. В то же время, территории на карте подписаны уже «Украиной», с правильным порядком букв.

Карта Украины 1712

Через полсотни лет после Боплана мы видим, что в результате длительной борьбы казацких гетманов между Варшавой и Москвой, несмотря на раздел по Днепру между двумя внешними силами, на карте Гоманна Украина «выводилась» из «польских» цветов, но при этом и не закрашивалась в «московские» (смотри: «Украина и Малороссия — это одно и то же?»). На этой карте «Украина» максимально приближенная к своим тогдашним этническим границам — от Слобожанщины до Перемышля. Почему образ Украины Боплана был Гоманном расширен (в частности на запад до Карпат) — трудно сказать, ведь он явно не имел карт украинских этнических земель, которые появятся только в XIX в. (смотри карту «Славянские земли» Павла Шафарика 1842 г.). Возможно, что он здесь просто показал прежнюю «Польскую Русь» или пределы проживания «руського народа».

Йоганн Баптист Гоманн (1664-1724)

Йоганн Баптист Гоманн (1664-1724)

Также Гоманн явно старался показать именно широкий «театр военных действий», ведь у него, по сути, это карта юго-восточной Европы и Причерноморья; кроме Украины показаны не только упомянутые на картуше Молдавия, Валахия и Малая Татария (Крымские владения), но и Трансильвания, Болгария, Стамбул, черноморское побережье Кавказа, а со стороны Московии — Смоленщина, Рязанщина и соответствующая часть Дикого Поля. Понятно, что стратегические выходки Карла и Петра могли занести «фронт» уже не совсем «Северной» войны в другие неизведанные земли.

Поскольку на карте административные образования выделены цветом, интересным представляется один цвет на всю Украину от «Покутья» (Галиция) до «татарского пути на Москву», несмотря на существующие польские воеводства западнее Днепра и польско-московскую границу по Днепру. Вряд ли Гоманна поразило то, что Мазепа в 1704-1706 гг. распространил свое гетманство на оба берега Днепра и дошел войском до Замостья, ведь все равно, до Перемышля власть его булавы де-юре никак не распространялась. Польша на этой карте явно игнорируется.

А привычное отличие Украины-Приднепровья от Руси-Прикарпатья преодолевается простым образом: надписи «Червонная Русь» и «Украина» проведены параллельно через все желтое «украинское пространство». Правда, в последнем «компромиссе» Гоманн не является единственным изобретателем: в 1714 г. на карте в атласе лейденского издателя Питера ван дер Аа (1659-1733), которая является другой версией Боплана, на картуше указано: «Украина, земля Червонной Руси». Затем этот вариант названия Украины будет неоднократно повторяться на западных картах.

После этого карта Гоманна переиздавалась его предприятием и другими (в частности еще одним нюрнбержцем Кристофом Вайгелем в 1719 г.); последняя вспышка интереса к ней приходится на времена российско-турецкого конфликта 1730-х гг.

Смотри также: «Карта Черного моря Николя де Фера (1705)»

Комментарии
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».
На верх