[Наконец-то можно обойтись без «флеш-бэков», а «всё по порядку»]
В 685 г. Константин ІV в возрасте 33-х лет достаточно скоропостижно скончался в результате болезни. Но незадолго до смерти успел сделать своего старшего сына Юстиниана соправителем и, соответственно, безальтернативным правоприемником. Юстиниану сровнялось 16 годков, так что старт карьеры вышел достаточно стандартным для императоров Ираклийской династии, разве что в «императорах-стажерах» Юстиниан не ходил с младенческого возраста.
Юстиниану № 2, в отличии от его тезки № 1, было не до жиру «восстановления былого величия Рима». Но завет отца жить в мире с соседями Юстиниан ІІ проигнорировал. Хотя начал по примеру деда, Константа ІІ, с «восстановления конституционного строя» в номинально имперских землях, заселенных славянами.
Впрочем, события 688/689 гг. оба основных источника, «Краткая история» патриарха Никифора и «Хронография» Феофана Исповедника, описывают несколько путано (что неудивительно, поскольку писаны оба эти источника сотню с лишним лет спустя). Оба источника сходятся в том, что воевать Юстиниан был намерен, вроде как, с булгарами Аспаруха, т.е. планируемая кампания позиционировалась как конфликт с внешним врагом. А «полицейская операция» в славиниях* была , как бы, «побочным эффектом» этой вполне справедливой оборонной войны.
Но, «многоуважаемая публика, внимательно следите за руками». Булгары по тем временам водились в основном там же, где и поныне водятся болгары. И даже несколько компактней – в придунайских областях теперешней Болгарии. Т.е. на север – северо-запад от столицы Империи, откуда стартовала армия Юстиниана. А стартовала указанная армия в направлении на запад – юго-запад, имея конечной целью Фессалонику. Поэтому большинство исследователей полагают, что задачей этой операции была «зачистка» именно от славян районов, примыкавших к участку старой доброй Via Egnatia**, который обеспечивал сообщение между двумя крупнейшими городами Империи, Константинополем и Фессалоникой.
Булгары, впрочем, в этой истории тоже появились. По Никифору ромейское войско случайно (sic!) встретило неких булгар в самом начале пути. Супостаты были отброшены, а поход на Фессалонику победоносно продолжен. У Феофана всё более драматично: булгары напали на уже возвращавшееся с победой войско Юстиниана в некой клисуре***, изрядно его потрепали, и даже сам император получил боевые ранения. Кому верить – непонятно, да и «булгарский эпизод (эпизоды?)» этого похода не столь уж и важны, у нас же «славянский эпос».
А славяне в окрестностях Фессалоники были побеждены. Вернее, часть племен была покорена силой оружия, а какие-то племена, узнав об этом, решили, что можно и без драки признать василевса главным. Видимо, имея дулю в кармане ( вернее – в складках одежды, поскольку карманов в ней, одежде, тогда не было): император рано или поздно уйдет в столицу, а мы тут уж решим насколько он главный. Но не тут-то было. Следующим ходом Юстиниана было переселение покоренных и покорившихся в … Малую Азию.
Сформулировано было, судя по всему, в виде «предложения, от которого невозможно отказаться», и исполнялась эта добровольно-принудительная депортация споро. И Никифор, и Феофан отмечают, что новообращенных «дружественных индейцев» переправляли на «новую родину» через Абидос (порт на азиатском берегу в самом узком месте Дарданелл). Видимо, очень важна была логистика «по кратчайшей», и ни в коем случае не через столицу. А то вдруг они не такие уж и «дружественные», те «индейцы»?
И вот тут возникает вопрос: а доводилось ли слышать Юстиниану (или хотя бы кому-то из его советников) грустную историю неудачного эксперимента его деда, Константа ІІ, тоже со славянами-депортантами? Нет, уже поколение сменилось, конечно, 30 лет прошло с тех пор. Но документы какие-то наверняка сохранялись же. Например, Феофан и через ещё 100 лет об этой истории знал (хотя у его современника Никифора, кстати, о ней не упомянуто).
В любом случае, дальнейшие действия Юстиниана выглядят «бегом по граблям», причем «в форсированном режиме». Из «вынужденных переселенцев» он набрал 30 тыс. воинов, вооружил их за казенный кошт, назвал «отборными», и даже главного («архонта») над ними поставил из славян же, некоего Небула.**** Придал Юстиниан этому воинству (состоявшему по славянской традиции в основном из пехоты) кавалерию, поставил во главе этих «объединенных сил» полководца Леонтия, написал оскорбительное «письмо дамасскому халифу» Абд аль-Малику ибн Марвану и послал Леонтия со товарищи в 690/691/692 г. к «Севастополю, что у моря».***** Восстанавливать историческую справедливость.
Там Леонтия встретило арабское войско во главе с неким Мухаммедом ибн Марваном. И Мухаммед этот намекнул, что мир нарушать не стоит. Но ромеи предпочли драку, в разгаре которой 2/3 славян перешли на сторону арабов и, если верить Никифору, активно участвовали в избиении ромейского войска. Феофан списывает предательство славян на немалый куш, присланный Мухаммедом Небулу, после первой, успешной для ромеев, фазы сражения. Не исключено, но какая-то «слишком ромейская» история, а не славянская.
Славяне были не приучены к тому, что назначенный сверху «старшой», пусть и «свой» по крови, единолично решает за всех. Так что была взятка или нет, а переход на сторону арабов 20 тыс. воинов был, всё же, скорее их коллективным решением, а не исключительно результатом действий одного «коррупционера». Очень подкупающей выглядит гипотеза, что «разъяснительную работу» среди славянского сегмента армии Юстиниана вели … славяне. Те самые, которые 30 лет назад ушли к арабам (и их потомки). Уж больно быстро договорились (и это при «языковом барьере» и пребывании в совершенно непривычных условиях).
Злость от провала «реконкисты» в первой же битве Юстиниан сорвал на славянах. По Феофану он показательно казнил не только оставшуюся ему верной 1/3 славянских воинов, но и семьи этих «лоялистов», и семьи «ренегатов», само собой. Вряд ли геноцид был абсолютным, но масштабы репрессий были явно устрашающими. «Ренегаты» с «ответочкой» не затянули. Уже в 695 г. тот же Мухаммед ибн Марван совершил рейд по малоазийским провинциям Империи, изрядно их пограбив и уведя много пленных. И ромеям было известно, что именно славяне-перебежчики активно в этом рейде участвовали, прежде всего как проводники, отлично знавшие местность, и переводчики.
В общем, со второго раза практику формирования «защитников христианства» из славян прекратили. По крайней мере – славяне акцентировано как участники арабо-ромейского конфликта впредь не упоминаются. С обеих сторон.****** Остается только отметить, что славянам на Цивилизационный Конфликт™ между Оплотом Истинной Веры Христовой™ и Миром Ислама™ было откровенно наплевать, они в большинстве своем оставались язычниками. Но славянам, судя по всему, крайне не нравилось, что кто-то сгоняет их с насиженных «від діда-прадіда» земель, решает где и как жить да с кем воевать. Вот и получалось, что «враг моего врага – мой друг». Такая вот незамысловатая идеология. Дикари ж, что взять-то? А «культурные разломы», «великие фронтиры» и прочие глыбоко философские материи потом обычно специально обученные люди понапридумывают. 😉
Далі буде… / Продолжение следует… / To be continued…
* Славиниями изначально ромеи называли «культурно-территориальные автономии», области расселения славян на номинально имперской территории. При этом подразумевалось, что они, славяне, «друзья и союзники ромейского народа», просто у них есть свои, сугубо славянские, «органы местного самоуправления». Позже термином «славиния» определяли любые славянские потестарные образования (союзы племен чаще всего) и контролируемые ними территории, независимо от того, [бывшие] имперские земли они занимают или нет. Константин Багрянородный, писавший в сер. Х в., именно «славиниями» называет земли не только балканских, но и центрально- и восточноевропейских славян, то, что в нашей литературе чаще всего называют «племенными княжениями» (известные всем ещё по школьной программе древляне, северяне и т.д.).
** Via Egnatia – Эгнатиева дорога – проложенная ещё в сер. ІІ в. до н.э. римская военная дорога, соединявшая Диррахий (совр. Дуррес в Албании) на Адриатическом побережье Балкан с Византием (позже – Новым Римом a.k.a. Константинополь). Уже в сер. VII в. ромеи вряд ли контролировали западный участок дороги, от Диррахия до Фессалоники. Да и контроль участка между Фессалоникой и Константинополем (а это около 600 км) был, судя по всему, весьма относительным.
*** Клисура – узкий горный проход, ущелье, теснина. В данном конкретном случае предполагают, что имеется ввиду какой-то из горных проходов в Родопах.
**** Ну, да… Имечко какое-то мало похожее на славянское (и ученые на сей счет единого мнения по сей день не имеют), но именно Небула (и именно «из славян») уверенно указывают и Никифор, и Феофан.
***** «Спокойствие, только спокойствие». Себастополисов/Севастополей было много (и нынешний крымский по тем временам вообще звался Херсонес, Юстиниану, кстати, там суждено было побывать, в ссылке, между его первой (685–695) и второй (705–711) императорскими «каденциями»). А в упомянутом у Никифора и Феофана видят тот Себастополис, который современный Сулусарай в Турции, хоть не на столько он и «у моря», как Себастополис–Сухуми.
****** О «подарабских» славянах источники прямо упоминают ещё только один раз, значительно позже, в середине VIII в. В 754/755 г. славяне находились в войсках Абу Джафара аль-Мансура, второго халифа только-только укреплявшей свою власть аббасидской династии, и участвовали в гражданской войне, способствуя по мере сил победе Аббасидов. Войско это, помимо славян, состояло ещё в основном из антиохийцев. Так что особых сомнений в том, что это были «те самые славяне с Оронта» (а скорее – их внуки, а может и правнуки уже) не возникает. Что склоняет думать, что минимум три поколения «халифатских славян» сохраняли культурные особенности «в местах компактного проживания».