В феврале 1940 г. С.Бандера и группа его соратников, преимущественно представителей т. наз. «Края» — Западной Украины, выделились в отдельную фракцию. В апреле 1941 г. они, не признав легитимности Римского съезда ОУН, провели свой ІІ (Краковский) Большой съезд ОУН(б), на котором был взят курс на создание Украинской Суверенной Соборной Державы (УССД) путем национальной революции. (ОУН в 1941 році: Документи. Ч. 1 / Упоряд.: О. Веселова, О. Лисенко, І. Патриляк, В. Сергійчук. — К.: Ін-т історії України НАН України, 2006. — С. 35–50.). Попытка заручится поддержкой немцев не увенчалась успехом. Немцы не признали Акт восстановления Украинской государственности, провозглашенный бандеровцами 30 июня 1941 г., и потребовали его отозвать, а вскоре начали репрессии против членов ОУН(б).
В августе 1943 г. состоялась ІІІ Чрезвычайный большой съезд ОУН(б), который ознаменовал переход ОУН(б) на демократическую платформу (См. док. № 51–53 в кн.: ОУН і УПА в 1943 році: Документи / НАН України. Інститут історії України. — К.: Інститут історії України, 2008. — С. 204–224). Причина отказа ОУН(б) от монополии в политическом руководстве и переходе к мировоззренческому плюрализму были связаны с такими факторами:
- Создание УПА, чей многонациональный и идеологически разношерстный состав (40 % солдат не являлись членами ОУН) не воспринимал тоталитарную идеологию.
- Столкновение с советской действительностью вовремя т. наз. «похода на Восток» – продвижение небольших групп ОУН с целью пропаганды идеи независимой Украины и установления украинской власти на освобожденной от большевиков территории. Как оказалось, население центрально-восточной Украины было не готово сражаться за независимую Украину, не зная будущего социально-экономического устройства украинского государства. (Прокоп М. УПА і демократизація програми ОУН / М. Прокоп // УПА і національно-визвольна боротьба в Україні у 1940–1950 рр.: матеріали Всеукр. наук. конф. (25–26 серп. 1992 р.) — К.: Інститут історії України НАН України, 1992. — С. 8–9; Стахів Є. Роль Східної України у формуванні нових ідейно-політичних засад ОУН-Б / Є. Стахів // Україна культурна спадщина, національна свідомість, державність. — Львів: Інститут українознавства ім. І.Крип’якевича НАН України, 2004. — Вип.11: Українська Повстанська Армія: в боротьбі проти тоталітарних режимів. — С. 52–54.)
Для мобилизации национально-освободительного потенциала «нероссийских народов» СССР, в 21–22 ноябре 1943 г. ОУН(б) инициировало проведение І Конференции порабощенных народов Восточной Европы и Азии. Основную массу делегатов составили представители национальных сотен УПА. Конференция постановила о создании Антибольшевисткого блока народов (АБН) (См.: документ №121 в кн.: Українська суспільно-політична думка в 20 ст.: Документи і матеріали. В 3-х т. Т. 3. — Нью-Йорк, 1983. — С. 85–94.). С этого момента фактическим кредо националистов становится лозунг: «Свобода народам, свобода человеку!» (впервые задекларированный в программных документах ОУН(б) на ІІ (краковском) Большом съезде!!!).
В июля 1944 г. был создан Украинский главный освободительный совет (УГОС) — представительский орган украинского народа. Разумеется, в условиях войны и советской оккупации реализовать демократические принципы было крайне сложно. В СССР не существовало других партий, кроме коммунистической. Западно-украинские легальные партии были распущены советской властью еще в 1939 г., а многие их деятели были репрессированы. Тем не менее, националистам удалось привлечь в УГОС представителей разных регионов Украины, которые исповедовали разные идеологические позиции. (Док. № 61–62, 64 в кн.: ОУН і УПА в 1944 році: Документи. В 2 ч. Ч. 1. Упорядники: О. Веселова, С. Кокін, О. Лисенко, В. Сергійчук. Відповідальний редактор С. Кульчицький / НАН України. Інститут історії України. — К.: Інститут історії України, 2009. — С. 227–232; С. 236–281.)
По окончании Второй мировой войны в эмиграции началась активная полемика относительно целесообразности отказа ОУН от ведущей роли в украинском национально-освободительном движении. Главным сторонником возвращения на довоенные позиции были освобожденные из немецкого концлагеря С.Бандера и Я.Стецько. Изолированные от внутриполитических процессов в ОУН, они не прошли идейной эволюции и не приняли новых положений. В ходе длительных дискуссий произошел второй раскол ОУН. В результате в феврале 1954 г. из ЗЧ (Закордонной части) ОУН — официальное название ОУН(б) в эмиграции — выделилась группа во главе с Львом Ребетом и Зиновием Матлой, которые остались приверженцами демократической платформы. В 1956 г. группа Ребета–Матлы организационно оформилась в ОУН(за кордоном) — ОУН(з). В историографии и публицистике за ними закрепилось неофициальное название — «двийкари» (от двойки лидеров). В дальнейшем двийкари совместно с ЗП (Заграничное представительство) УГОС, сохраняли и развивали демократическую традицию ОУН(б) в эмиграции. Двийкари стали одной из наиболее динамичных интеллектуальных сил украинской диаспоры: основали издательство «Пролог», издавали журнал «Сучасність», активно поддерживали движение шестидесятников в УССР.