Воссоединение 1654 г.

«Украинцы» в шведском плену

В данной статье использованы материалы доклада шведского ученого Гокана Генрикссона, которые были озвучены на научном семинаре, состоявшемся 26 апреля 2016 в Музее гетманства (Киев): «Украинские казаки — военнопленные в Швеции во время Великой Северной войны».

Время от времени (и это неудивительно) возникает вопрос: а когда наше старое этническое название «русин» сменилось на новое, современное название «украинец»? Причем речь идет не только о том, как наш народ называли иностранцы. С этим как раз все проще, поскольку существуют описания или дневники путешественников, названия картах и тому подобное. А вот как сами себя называли наши предки, кем они себя считали – пока является вопросом хронически дискутируемым.

1434

Часть списка пленных казаков, погруженных на транспортные корабли в померанском городе Волгаст, следующих в шведский порт Карлсгамн, 2 ноября 1706 г. Среди первых упомянуты полковники Иван Мирович и Петр Прима, затем шесть сотников Переяславского полка.

Мы знаем из источников, что название «украинец» как определение русинов распространилась в середине XVII в. и означало фактически русина, живущего «на Украине», или окраинного русина – то есть, человека русинской нации, свободного от польской власти на Приднепровье. Понятно, что такие «украинцы» концентрировались на Диком поле – в крае фактически бесконтрольной активности казачества. И даже при польской власти так могли называть жителей показаченных приднепровских воеводств – но не всей Украины в современном понимании – Киевщины, Черниговщины, Брацлавщины. В условиях постоянных войн с Речью Посполитой характеристика русина как «вкраинного» или «украинного» (украинца) поменяла свое первоначальное географическое значение на правовое и стало означать человека — неподвластного королевской власти. Соответственно, для тогдашнего населения понятие украинец значило свободный человек. (Смотри также: Что означало название “Украина” на протяжении столетий?)

Поэтому нет ничего удивительного, что термин «украинец» лишь постепенно приобрел свое современное содержание как общее самоназвание для всего народа. В течение нескольких десятилетий фигурировали и такие выражения, как «русо-украинец». Однако и здесь не редко речь в документах может идти не о том, кем себя воспринимал человек, а под каким названием его отличали от других этнических сообществ иностранцы. То есть внешняя характеристика.

Поэтому ценными для нас являются, материалы, хранящиеся в шведских архивах. Они относятся к отчетам по проживанию в Шведском королевстве пленных украинских казаков во время Северной войны 1700-1721 гг. В том военном противостоянии до 1708 г. украинская армия (гетманские казаки, запорожцы и слободские полки) выступали на стороне московского государства. В тогдашних документах четко отделялись войска «великорусские» от «малороссийских».

Stokholm

Панорама Стокгольма конца XVII в. Иллюстрация с издания «Швеция древняя и современная»

В этой войне, особенно на начальном этапе, украинцы несколько раз спасали московитов от разгрома. Однако насколько успешными и эффективными были действия казаков в рамках своей армии, столь же кроваво и трагически складывалась судьба украинских подразделений под руководством московских полководцев. Как следствие, в боях под Несвижем, Ляховичами и Клецком в 1706 г. казаки – прежде всего Стародубского, Полтавского и Миргородского полков – понесли существенные потери. Причем немалое количество их попали в плен, и были в этом качестве переправлены в Швецию. При таких обстоятельствах перед шведами стала задача их опросить (составить «анкету») и расселить. Характерно, что на вопрос «кто вы?» пленные казаки называли себя преимущественно именно «украинцы», иногда добавляя слова «казак» или «подданный украинского князя Мазепы». Об этом свидетельствуют упомянутые опросники, которые сохранились в шведских архивах.

Причем украинские казаки себя четко отделяли от «московитян» и других народов из числа пленных. Вообще же, история жизни казаков в шведском плену, благодаря исследованиям шведского историка Гокана Генрикссона, открывает для нас большое количество уникальных деталей из обычного права, характера и поведения наших предков в те далекие времена.

Пленных разместили по разным городам Швеции, где за их содержание отвечали местные органы власти. Как правило, украинцев удерживали в юго-западной части Короны. Старшину сначала держали в Гетеборге, именно в этом городе 2 декабря 1706 г. умер от ран переяславский полковник Иван Мирович. Каждый казак получал из шведской казны 3 эре (серебряные монеты) в сутки, что составляло половину жалованья шведского солдата! Старшина содержалась за свои деньги, потому что считались дворянами. В вопросе преступлений бытового характера украинцы на общих основаниях подлежали юрисдикции шведских законов.

1709

Часть списка казаков, до сих пор содержащихся в плену в лене Скараборг, 11 марта 1709 г.

Пленных использовали на «общественно полезных работах», в частности летом казаки строили укрепления в Гетеборге и Кальмаре. В остальное время года казаки были свободными в ближнем передвижении, однако ночевать должны были в определенных квартирах горожан. Если украинец нанимался к кому-то на работу частным образом, то тогда он не получал государственных денег, и государство, конечно, таким процессам способствовало. В 1711 г. вообще распорядились, что содержание будут получать только неспособные к труду, а другие пусть ищут работу. Кроме того, несколько раз группы таких немощных по несколько десятков переправлялись через Данию домой.

Длительное пребывание в плену могло привести и к «натурализации» казака. Несколько десятков казаков поженились и остались после Ништадского мира 1721 г. в Швеции, приняв протестантизм и изменив имена.

Karl_XII

Портрет Карла ХІІ. Картина Иоганна Генриха Ведекинда, 1719 г.

Наиболее жесткие условия для украинцев имели место в период с конца 1715-го по конец 1718 г. Тогда Карл XII запретил браки казаков с местными женщинами и приказал весь плен (не только украинский) свести к крепости Висингсборг, куда казаки и прибыли в начале 1718. Однако в конце того же года крепость сгорела, Карл погиб, и наших вновь расселили по домам горожан.

Было немало побегов. Причем, как за границу через Норвегию, так и внутри Швеции, когда украинцев селили среди московских пленных, и наши бежали назад к своим землякам.

В 1721 г. после Ништадского мира весь плен свезли в замок Ваксхольм, а в конце того же года кораблями перевезли в теперь уже российские владения в Ревель (Таллинн); последние группы попали туда уже 1722 г.

Смотри также: Сине-желтый флаг дарован Карлом ХІІ гетману Мазепе в 1709 году?

Примечание: в рамках общего проекта «LikБез. Исторический фронт», Национального музея истории Украины и Исторического фестиваля «Цивилизация» «Дни военно-исторической реконструкции» в НМИУ проводилась презентация  Сергея Шаменкова (Одесса):«Йончепингский полк»: «Союзники Мазепы. Шведская армия начала 18 в.»

Комментарии
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».
На верх