1795 – 1914 гг.

На службе двух империй. – Сохранение идентичности. – Европейские революции и Галиция. – Крымская война. – Реформы в России. – Промышленные преобразования. – «Громада». – Украинцы в Австро-Венгрии. – Подъем украинства в России. – Аграрная реформа.

08_Afisha

Афиша общей краевой выставки во Львове. 1894 г.

Население украинских земель, разделенных между Российской и Австрийской империями, все более ощущало себя неотъемлемой частью этих империй. Дворяне украинского происхождения занимали важные посты в российской власти. Помещики демонстрировали массовый имперский патриотизм, например, во время войны с Наполеоном в 1812 году. Крестьяне, в подавляющем большинстве лояльные к режиму, не поддержали ни выступление Южного общества декабристов в 1825 году, ни польское восстание 1830-31 годов. По другую сторону границы галицкие русины, воодушевленные прошедшими реформами (по сравнению с Речью Посполитой несколько улучшилось положение крепостных и открылись новые возможности для греко-католического духовенства), стали вернейшими сторонниками австрийского престола.

Сохранить украинскую идентичность в этих условиях было возможно только благодаря образованной прослойке общества, интересовавшейся историей родного края и вопросами народного языка. Интенсивнее всего этот процесс шел на бывшей Гетманщине и Слобожанщине, где еще помнили казацкие времена.

Иван Котляревский положил начало украинскому литературному языку. Прогремело творчество первого украинского национального гения – Тараса Шевченко. Кирилло-Мефодиевское общество в середине 1840-х годов обозначило первую попытку национально-политического противостояния режиму[1]. Потомки казацкой старшины стали ядром для формирования национальной интеллигенции – выпускников Харьковского, а затем и Киевского.университетов.

В Австрийской же империи, где практически все украинское население принадлежало к низшим сословиям, его тяга к самоопределению оставалась инертной вплоть до общеевропейского революционного взрыва 1848 года («Весны народов») и окончательного упразднения крепостного права. На волне потрясений возникла первая национальная организация украинцев Галиции – «Головна руська рада», а галицкие делегаты получили представительство в австрийском парламенте (правда, вскоре распущенном).

Освоение российских приобретений XVIII века – Причерноморья, Приазовья и Крыма – при царе Николае I заключалось в росте сельскохозяйственных площадей и размещении новых воинских частей. Очевидная экспансия с прицелом на выход в Средиземное море рассорила Россию с ведущими европейскими странами и привела к Крымской войне 1853–56 годов против Великобритании, Франции и Османской империи. Поражение в Крыму заставило нового царя Александра II провести назревшие реформы, важнейшими из которых стали отмена крепостного права в 1861 году и масштабная индустриализация страны.

На украинских землях начался бурный рост промышленности, главным образом угольной и металлургической. Появились железные дороги, выросли города. Сельское хозяйство переориентировалось на крупные аграрно-промышленные предприятия, в первую очередь по производству сахара. Многие крестьяне, потерявшие возможность прокормиться в сельских условиях, были вынуждены мигрировать в другие части империи либо перебираться в города, пополняя ряды пролетариата. В то же время немалую часть рабочих составляли более квалифицированные переселенцы из России. Вообще жизнь в крупных городах, ставших средоточием прогресса, резко отличалась от сельской, а городскую культуру никак нельзя было назвать украинской.

Одновременно в Российской империи усилилась деятельность революционных или просто «вольнодумных» кружков и групп всевозможных направлений. Активизировалось и украинское движение. В Петербурге появился первый украинский кружок – «Громада», чуть позже интеллигенты, вошедшие в историю под именем украинофилов, создали такие же объединения в Киеве  и других городах Украины. Лидером «громадовцев» стал выдающийся ученый-универсал Владимир Антонович. На деятельность украинофилов правительство ответило репрессивными мерами. Циркуляр министра внутренних дел Валуева (1863 год) и царский Эмский указ (1876 год) ограничили распространение украинского языка, чем надолго затормозили развитие украинской культуры.

Гораздо большей свободой самовыражения пользовались украинцы в Австро-Венгрии. Они по-прежнему были, хоть и не  в полной мере, представлены в законодательной ветви власти (имперском парламенте и краевом галицком сейме), создавали различные политические течения и партии (главным образом боровшиеся с польским влиянием), развивали национальную прессу, науку и культуру. Чрезвычайно популярно в народе было просветительское общество «Просвіта». Европейскую известность приобрели художественные произведения Ивана Франко и научные труды Михаила Грушевского.

Украинцы в Российской империи начали наверстывать упущенное только в самом конце XIX века, когда политическое бурление в России, в том числе и на украинских землях, особенно усилилось. Среди марксистов, социал-демократов, народников, эсеров, кадетов, польских и еврейских объединений нашла свою нишу и первая в империи украинская политическая партия – РУП[2]. После революционных событий 1905 года, «освободительного» манифеста Николая II и фактической отмены всех запретов Эмского указа возникли сотни украинских печатных изданий, культурных, общественных и политических организаций.

Серьезные изменения произошли и в сельском хозяйстве. «Хуторянским» по своей природе украинским крестьянам пришлась по душе аграрная реформа Петра Столыпина, направленная на ликвидацию сельских общин. В то же время почти миллиону крестьян, не сумевших обзавестись индивидуальным хозяйством, пришлось переселиться на новые земли в Сибири.

Примечания

[1] Общество (по сути, еще не организация, а группа единомышленников) обсуждало идеи общеславянского единства и союза демократических славянских государств во главе с Украиной.

[2] Революционная украинская партия.

[ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

[ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ]

Нажмите, чтобы комментировать
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».
На верх