1475 – 1648 гг.

Шляхта и другие сословия. – Казаки в Великом княжестве Литовском. – Люблинская уния. – Католики и православные. – Братства. – Брестская уния. – Раскол православной церкви. – Казаки в Речи Посполитой. – Петр Сагайдачный. – Киево-Могилянская коллегия. – Предпосылки казацкой революции.

05_lviv_panorama

Панорама Львова – крупнейшего города Украины в XV– XVII вв. Гравюра 1618 г.

Господствующее социальное положение в Польском королевстве занимала шляхта – военно-служилое сословие землевладельцев. В XV веке привилегии польской шляхты, а с ними и название распространились на князей и бояр Великого княжества Литовского. Большинство шляхтичей называли «панами»; самые богатые из них – магнаты – представляли элиту государства, малообеспеченная мелкая шляхта зачастую вела крестьянский образ жизни. Другим привилегированным сословием было католическое и православное (позже униатское) духовенство. Городские чиновники, торговцы и ремесленники входили в  мещанское сословие, а подножие социальной пирамиды составляли крестьяне.

В конце XV века в Великом княжестве Литовском начала формироваться новая социальная группа – казаки. Это были представители разных сословий, жившие как промыслами (охотой, рыболовством, бортничеством и т.д.), так и грабежами. Литовская администрация направила их энергию на защиту южных границ княжества от нападений крымских татар. Вскоре казаки стали значительной военной силой и частью литовского войска.

Великое княжество Литовское враждовало с Московским царством, которому уступило в начале XVI века Чернигово-Северскую землю. Неудачно для литовцев началась и Ливонская война с Московией в середине того же века. Под угрозой российского завоевания литовская знать решилась на слияние с Польшей (которому долго сопротивлялась, опасаясь оказаться в этом союзе на вторых ролях). В 1569 году польский и литовский сеймы подписали Люблинскую унию, положившую начало федеративному государству – Речи Посполитой.

По условиям объединения в состав Польского королевства перешли Волынь,  Киевщина и Брацлавщина. На этих землях, как прежде в Галиции, внедрялась польская система управления, продолжалось закрепощение крестьян и утверждалось привилегированное положение католиков. Многие шляхтичи-русины легко переходили в католицизм, небезосновательно считая его более «европейской», передовой и престижной религией. Поддержку и сохранение культурных традиций, свойственных православию, взяли на себя братства – общественные организации мещан. Выпускники братских школ и книги братских типографий серьезно противодействовали католической экспансии.

Иным путем пошла часть руського духовенства, решившая преодолеть упадок православной церкви через сближение с Римом. В 1596 году была принята Брестская уния, согласно которой православная церковь Речи Посполитой признавала верховенство Папы и уравнивалась в правах с католической, сохраняя при этом византийскую обрядность. Значительная часть духовенства и мирян отвергла унию. Киевская митрополия (охватывавшая украинские и белорусские земли) раскололась на две враждующие части – униатскую (ее приверженцев  позже стали называть греко-католиками) и традиционно-православную, оказавшуюся вне закона и официально признанную королем только в 1630-х годах.

Что касается казаков, то одни из них поступили на королевскую службу и получили название реестровых. Другие (низовое казачество) в 1580-х годах основали укрепленный центр на днепровских островах – Запорожскую Сечь. Основная масса казаков жила в порубежных городах, покидая их только для участия в боевых действиях. Казаки участвовали в большинстве военных кампаний Речи Посполитой, ходили в самостоятельные походы (в том числе совершали пиратские налеты на османское побережье), нанимались на службу в европейские армии.

Среди казацких полководцев более всего прославился гетман Петр Сагайдачный. Под его командованием запорожцы приняли участие в успешном польском[1] походе на Москву (1618 год), а в 1621 году сыграли важную роль в Хотинской войне против османов. Сагайдачный способствовал возобновлению Киевской православной митрополии и становлению Киевского братства (в которое записался вместе со всем Войском Запорожским). В дальнейшем на базе Киевской братской школы митрополит Петр Могила основал Киево-Могилянскую коллегию (впоследствии академию) – «кузницу кадров» восточноевропейского просвещения.

Участие в войнах на стороне Речи Посполитой не мешало казакам радикально выступать против ее внутренней политики. Ограничение казацких вольностей и притеснения крестьян не могли не привести к общенародному возмущению. Масштабные казацкие восстания, начавшиеся в конце XVI века, увенчались в конце концов казацкой революцией.

Примечания

[1] Слово «польский» по отношению к Речи Посполитой – традиционное упрощение. Это государство было многонациональным, и поляки не составляли там большинства населения.

[ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

[ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ]

Нажмите, чтобы комментировать
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».
На верх