С момента постепенной христианизации и евангелизации Европы на руинах Римской империи, на протяжении IV–X вв. на континенте формировалась новая система власти, отличавшаяся от старой античной. Одной из ее отличительных черт являлась сформированная во Франкском королевстве, а с 800 г. – во Франкской империи, четкая иерархическая лестница, на которой «располагались» все жители тогдашнего христианского мира. Вершину этой иерархии в разное время занимали римский папа или императоры – властители западно-христианского мира, а также Восточной Римской империи (Византии), часто не воспринимавший любой «императорской конкуренции» в лице каких-либо других императоров. Зато следующую ступень занимали суверенные правители, главы своих династий в отдельных странах – короли, известные в латиноязычных источниках под термином rex. Право приобретения такого статуса зависело в средневековом мире от обоих императоров или пап. Помазание нового государя на королевство означало вхождение «в семью» христианских народов Европы с правом передачи титула и земель по наследству.
Славянский мир в течение VII–X вв. плавно попадал под влияние всех трех сил. Жители Польши, Чехии, Словакии, Хорватии, Словении, частично Украины и частично Беларуси испытывали влияние западных традиций, отличавшиеся противоречиями папы с императором Священной империи (после 962 г.). Тем временем жители Сербии, Греции, Болгарии, Македонии, Черногории, большей части Украины, большей части Беларуси и абсолютно большей части Центральной России попали под влияние восточных традиций, пришедших из Константинополя и подконтрольных императору Восточной Римской империи земель.
Впрочем, вторая группа стран, их правители, титулованные на собственный характерный для каждой из них манер, а также представители всех слоев общества систематически контактировали и с западным миром, например, посредством участия в купеческих миссиях; паломничества к святым местам, не разделяемым на «католические» и «православные»; путешествий; переселений; браков и тому подобного. Западноевропейские авторы источников прекрасно знали о хорошо развитых городских центрах европейского Востока, в том числе на территории государства, известного под названием Русь (Русская земля), значительная часть которого – современная Украина.
Традиционно для славянского мира, частично подчиненного скандинавской по происхождению династии Рюриковичей, местные жители называли правителя князь. Это название было присуще и другим странам славянского мира, однако после крещения и признания протектората римского папы или немецкого императора некоторые правители (польский, чешский, венгерский и др.) титуловались королями, что в общественной иерархии западного мира считалось значительно выше князя. Титулом король они уподоблялись франкскому правителю Карлу Великому († 814), коему должны были подражать в титуле и деяниях, бывшему примером идеального государя.
Для князей Руси, крестившихся при посредничестве Восточной Римской империи, духовенство, книги, морально-этические установки, пример и опыт преимущественно пришли из греческих и болгарских земель. Для Рюриковичей не было принципиальным возвышать свой династический статус в титулах, хотя часто в их отношении греческие авторы использовали довольно распространенный термин архонт – правитель-суверен. Для Запада они оставались самодостаточными правителями на своих территориях. Впрочем на протяжении Х–XII вв. некоторые самые известные, авторитетные, влиятельные Рюриковичи становились «главными героями» западных источников, и касательно их следовало было употреблять используемые на Западе титулы.
Так, несколько из руських князей Х–XII вв. именовались в хрониках, анналах, историях rex – «король», хотя с точки зрения западного права таковыми, конечно, не являлись, поскольку не получали от папы или немецкого императора королевских регалий, не признавали их протектората над собой, не были конечно же помазанными на правление. По хронологии королями и гегемонами (на греческий манер) на Руси назывались киевские правители Игорь Рюрикович († 945, на страницах труда Саксонского анналиста XII в., в хронике Сигиберта и др.), Владимир Святославович († 1015, в работе Титмара Мерзербургского XI в. и Саксонского Анналиста XII в.), Святополк Владимирович († 1019, на страницах труда Саксонского анналиста XII в.), Ярослав Владимирович «Мудрый» († 1054, на страницах труда Титмара Мерзербургского XI в., Саксонского анналиста XII в., Анонима Галла XII в. и граффити храма св. Софии в Киеве), киевский и волынский правитель Изяслав Мстиславович († 1154, в работе Саксонского анналиста XII в.), Ярослав Володимиркович из Галича († 1187, в работе Иоанна Киннама XII в.) и Роман Мстиславович – волынский и галицкий правитель († 1205, на страницах труда Теодора Скутариота XIII в.).
Безусловно, все вышеперечисленные лица были хорошо известны за пределами собственных земель не только за счет матримониальных связей с соседями, но и как союзники, влиятельные политики и военачальники. Интерес некоторых из них на Западе достигал Франции, Священной (Германской) империи и англосаксонских королевств в Британии. Титул rex, употребляемый в западных источниках, скорее свидетельствовал о приемлемой для местной традиции форме обозначения влиятельного суверена, наверно нуждавшегося лишний раз в возвышении среди прочих, похвале, дополнительном почитании и пр.
В XIII в. руськие князья продолжали периодически называться в западных источниках королями при отсутствии, естественно, фактов венчания на королевство, ведь для Рюриковичей это не было существенным. Так, еще до официального коронования Даниила Романовича в конце 1253 г., он вместе с младшим братом Васильком († 1269) в папских посланиях, адресованных им еще с 1246 г., назывались королями. Так же в западном историописании титулуется сын короля Даниила Лев († 1301), который, как известно, не был венчан на королевство.