Пятая часть из цикла очерков популярной истории Украины для перевода на основные мировые языки. Предыдущую часть читайте здесь.
На службе двух империй. – Сохранение идентичности. – Европейские революции и Галиция. – Крымская война. – Новороссия. – Реформы в России. – Промышленные преобразования. – Подъем украинского национального движения в Австрии и России.
Население украинских земель, разделенных между Российской и Австрийской империями, все более ощущало себя неотъемлемой частью этих империй. Дворяне украинского происхождения занимали важные посты в российской власти, свершали чиновную, военную и церковную карьеру. Помещики демонстрировали массовый имперский патриотизм, например, во время войны России с Наполеоном в 1812 г. Крестьяне, в подавляющем большинстве лояльные к режиму, не поддержали ни выступление декабристов (либеральных российских дворян) в 1825 г., ни польское восстание 1830-31 гг.
По другую сторону границы галицкие русины были воодушевлены прошедшими реформами австрийского императора Иосифа ІІ в 1780-х годах. По сравнению с Речью Посполитой несколько улучшилось положение крепостных, и открылись новые возможности для греко-католического духовенства. Русины Галиции стали вернейшими сторонниками австрийского престола.
КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Иногда служба империям предоставляла неожиданные возможности. В 1803-1806 гг. украинец Юрий Лисянский и немец Иван Крузенштерн возглавили первое кругосветное путешествие российского флота. В молодости украинский моряк получил выучку на британском флоте. Лисянский исследовал Тихий океан, открыл неизвестный остров на Гавайских островах, названный в его честь, исправил некоторые астрономические наблюдения своего выдающегося предшественника Джеймса Кука. Книга о путешествиях Лисянского была запрещена к изданию в России, но была издана в Лондоне в 1814 г. и пользовалась большим успехом.
Сохранить украинскую идентичность в этих условиях было возможно только благодаря образованной прослойке общества, интересовавшейся историей родного края и вопросами народного языка. Интенсивнее всего этот процесс шел на бывшей Гетманщине и Слободской Украине, где еще помнили казацкие времена.
Элиту этого края составляли обеспеченные потомки казацкого дворянства. В кружках местных интеллектуалов жили идеи украинской автономии и недовольство деспотизмом российской власти.
Упразднение украинского государства вызвало упадок книжного украинского языка, замененного деловым русским. Это дало возможность дать новый старт украинской литературе, опираясь уже на народную общепонятную речь. В 1798 г. Иван Котляревский положил начало новому украинскому литературному языку. В 1837 г. то же сделали в Галиции трое молодых студентов: «Русинская троица».
В середине ХІХ в. прогремело творчество украинского национального гения – поэта и художника Тараса Шевченко (1814-1861). Тарас был крепостным рабом, но его таланты заставили просвещенных меценатов выкупить его у хозяина, и он потом учился в Санкт-Петербургской Академии художеств. Он был гениальным поэтом, оставившим неизгладимый след в ментальности своих соотечественников. Для многих поколений он стал символом украинской нации, и памятники ему стоят всюду, где живут украинцы: не только в Украине, но и в Америке, Европе, Австралии.
«Общество Святых Кирилла и Мефодия» в Киеве в середине 1840-х гг. совершило первую попытку национально-политического противостояния имперскому режиму. Потомки казацкого дворянства стали ядром для формирования национальных интеллектуалов – выпускников Харьковского, а затем и Киевского университетов. Общество было разгромлено российскими службами безопасности. Его участника Тараса Шевченко на десять лет выслали солдатом в Центральную Азию, запретив писать и рисовать.
В Австрийской империи, где практически все украинское население принадлежало к низшим сословиям, его тяга к самоопределению оставалась инертной вплоть до общеевропейского революционного взрыва 1848 г. («Весны народов») и окончательного упразднения крепостного права. На волне потрясений возникла первая национальная организация украинцев Галиции – «Главный рутенский совет», а галицкие делегаты получили представительство в австрийском парламенте (правда, вскоре распущенном).
Освоение российских территориальных приобретений XVIII в. – земель возле Черного и Азовского морей, Крыма – при царе Николае I проявилось в росте сельскохозяйственных угодий и размещении новых воинских частей. Очевидная экспансия с прицелом на выход в Средиземное море рассорила Россию с ведущими европейскими странами и привела к Крымской (Восточной) войне 1853–56 гг.
Противниками России выступили Великобритания, Франция и Османская империя. Основные военные действия велись в Крыму. Полуостров населяли крымские татары, Российская империя была представлена военно-морской базой Севастополь. Англичане, французы, турки, а также итальянцы из Сардинского королевства (Пьемонта) осадили Севастополь, который обороняли в основном украинские солдаты и матросы российской армии. После долгой героической обороны город пал. После этого российские власти принялись снова изгонять из Крыма его коренное и, как считалось, «неблагонадежное» население. Война показала очевидное технологическое отставание России от западных держав.
Поражение в Крыму заставило нового русского царя Александра II провести назревшие реформы, важнейшими из которых стали отмена крепостного права в 1861 г. и масштабная модернизация страны.
На украинских землях начался бурный рост промышленности, главным образом угольной и металлургической. Появились железные дороги, выросли города. Сельское хозяйство переориентировалось на крупные аграрно-промышленные предприятия, в первую очередь по производству сахара. Многие крестьяне, потерявшие возможность прокормиться в сельских условиях, были вынуждены мигрировать в другие части империи либо перебираться в города, пополняя ряды пролетариата. В то же время немалую часть рабочих составляли переселенцы из России. Вообще жизнь в крупных городах, ставших средоточием прогресса, резко отличалась от сельской, а городскую культуру никак нельзя было назвать украинской. Города заселяли русские чиновники, военные, рабочие, еврейские торговцы и ремесленники.
ИСТОРИЧЕСКИЕ МИФЫ: НОВОРОССИЯ
Несколько русско-турецких войн конца XVIII – начала XIX вв. принесли России все земли к северу от Черного моря. Императрица Екатерина ІІ колебалась, как отразить в имперской идеологии эти приобретения. Сначала был проект восстановления Византийской империи, если русские завоюют Константинополь. Но эти грандиозные планы не реализовались.
Появилось название «Новая Россия», бывшее аналогом названий колониальных владений других держав: Новой Испании, Новой Франции, Новой Англии. Россия завоевала земли, населенные украинскими казаками, крымскими татарами, молдаванами, греками. Но имперская идеология России и сегодня утверждает, что Россия пришла на «пустые земли», и именно с Екатерины ІІ началась их история. Хотя порт Одесса был основан на месте города Хаджибей, известного еще с конца XIV в.
Греков и армян из Крыма русские депортировали еще до его аннексии. Степных кочевников и казаков или уничтожали, или изгоняли. Крымских татар склоняли переселяться в Турцию. На их земли переселяли разных колонистов: немцев, поляков, сербов, албанцев, болгар. Портовые города заселялись греками, итальянцами, французами, евреями. Наиболее известным губернатором Одессы был французский герцог де Ришелье. Это были полиэтнические территории. Но в результате большинство населения Новороссии составили украинцы, одни из которых давно тут жили, другие массово переселялись из краев неподалеку. Поэтому Новороссия так и не превратилась в «исконно русскую землю».
Одновременно в Российской империи усилилась деятельность революционных или просто «вольнодумных» кружков и групп всевозможных направлений. Активизировалось и украинское движение. В Петербурге появился первый украинский кружок – «Громада», чуть позже интеллектуалы, вошедшие в историю под именем украинофилов, создали такие же объединения в Киеве и других городах Украины. Лидером «громад» стал выдающийся ученый-универсал Владимир Антонович. На деятельность украинофилов правительство ответило репрессивными мерами. Циркуляр министра внутренних дел Валуева (1863) и царский Эмский указ (1876) ограничили распространение украинского языка, чем надолго затормозили развитие украинской культуры.
В Российской империи украинцы («малороссы») не подвергались индивидуальной дискриминации, т. к. были православными и «русскими». Но идея отличия украинцев как «нации» от русских сразу влекла за собой официальные репрессии.
Гораздо большей свободой самовыражения пользовались украинцы в Австро-Венгрии. Они по-прежнему были, хоть и не в полной мере, представлены в законодательной ветви власти (имперском парламенте и краевом галицком сейме), создавали различные политические течения и партии (главным образом боровшиеся с польским влиянием), развивали национальную прессу, науку и культуру. Чрезвычайно популярно в народе было культурное общество «Просвіта». Европейскую известность приобрели художественные произведения Ивана Франко и научные труды историка Михаила Грушевского.
УКРАИНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГРАНД-НАРРАТИВ. МИХАЙЛО ГРУШЕВСКИЙ
До конца ХІХ в. писанная история Украины была представлена скорее отдельными историями Киевской Руси и казаков. У них не было общего сюжета. Революцию в этом вопросе совершил историк Михайло Грушевский (1866-1934). Он закончил Киевский университет. Ученик Владимира Антоновича, в 1894 г. Грушевский стал молодым профессором, возглавившим кафедру истории Украины уже во Львовском университете. Он создал фундаментальную «Историю Украины-Руси» (печаталась в 1898-1936 гг.). Ее 10 томов очертили «историческую биографию» украинцев как народа, существующего под разными названиями с раннего средневековья. Несмотря на то, что некоторые гипотезы Грушевского устарели, его основные тезисы подтверждаются исторической наукой ХХІ в. Его видение истории украинцев составило основу для научных дискуссий будущего, а сам он был вынужден вскоре стать политической фигурой.
Украинцы в Российской империи начали наверстывать упущенное только в самом конце XIX в., когда политическое бурление в России, в том числе и на украинских землях, особенно усилилось. Среди разных политических течений нашла свою нишу и первая в империи украинская политическая партия – Революционная Украинская партия (1903). После революционных событий 1905 г., провозглашения конституционной монархии и фактической отмены всех запретов украинского языка возникли сотни украинских печатных изданий, культурных, общественных и политических организаций.