Карты

Карта "Славянские земли" Павла Шафарика (1842)

Карта П.Шафарика с выделенным ареалом проживания малорусов

Карта П.Шафарика с выделенным ареалом проживания малорусов

Павел Йозеф Шафарик (1795-1861) — выдающийся словацкий и чешский языковед, этнограф, просветитель. В 1842 году он издал книгу «Славянская народопись», которая заложила основы славянской этнографии и пользовалась большим успехом – выдержала три издания.

Еще более популярной стала этнографическая карта из этого издания – «Славянские земли». С различными дополнениями этнографическая карта Шафарика переиздавалась в западноевропейских справочных и учебных изданиях – сначала германоязычных, а затем французских и других. В частности, точно за Шафариком показаны славяне на этнографической карте Европы в немецком учебном атласе Бергауза в 1847 году Аналогично выглядят ареалы проживания народов и на французской «Этнографической карте России» (1852).

По мнению украинского исследователя Ростислава Соссы, на карте Шафарика впервые очерчены этнические границы украинского народа – «малорусов» (для удобства приводим также карту, на которой эти границы выделены жирной линией). В месте с великорусами, малорусами и белорусами Шафарик, по языковому критерию, выделяет и «новгородцев». Позже они исчезнут с этнографических карт. На карте Шафарик попытался передать названия в транскрипции языков местных народов, и в результате мы наблюдаем типично украинские названия городов: Lviv, Černihiv, Charkiv, Mykolajiv и т.д.

Интересно, что Павел Шафарик был одним из инициаторов созыва Славянского конгресса в Праге в 1848 году. В этом представительном мероприятии приняли участие галицкие и закарпатские украинцы (русины) из Австрийской империи. В ходе Конгресса они заявили о принадлежности русинов из Австрии к «15-миллионному малорусскому народу», проживающему в Российской империи. Ими был также поднят вопрос о необходимости выделения собственной административной единицы в Австрии путем разделения коронного края Галиция на польскую и русинскую части.

sh

Комментарии
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».
На верх