Миф
Исторические регионы Украины имеют четкие, устоявшиеся веками и неизменные пределы
Историческая реальность
Ни один «исторический регион» Украины не имеет четких и неизменных границ, поэтому «игры с регионами» слишком часто являются манипуляциями. Под одним названием существуют разные «регионы» для историков, этнографов, экономистов, политиков.
В современных политических спорах и риторике слово «регион» звучит часто, и те, кто его применяют, далеко не всегда понимают его содержание. Пример: еще год назад постоянно звучало «Юго-Восток». Теперь этот «регион» «исчез» из публичной сферы. Остался «Восток», который также, как оказывается, какой-то «нечеткий»… Так он есть — или нет? Или это была искусственная, политически удобная конструкция? Еще год назад никто не слышал о «Новороссии», а сегодня в России уже пишут ее «историю».
Говоря об истории или географии Украины, мы часто употребляем такие названия, как Волынь, Подолье, Слобожанщина, Среднее Приднепровье. Это — названия регионов, границы которых не совпадают с современным административно-территориальным делением. Например, когда говорят об «исторической Волыни», то имеют в виду не современную Волынскую область, а значительно большую территорию, к которой причисляют еще и Ровенскую, Житомирскую и часть Хмельницкой области. Перед тем, как говорить именно об исторических регионах, стоит разобраться, что такое «регион» вообще. Воспользуемся определением, которое дает украинский географ Михаил Гродзинский в статье «Регион» в «Энциклопедии истории Украины». На первый взгляд — это сложно, но на самом деле — просто:
«Регион — часть земной поверхности с замкнутыми границами, которая характеризуется целостностью и своеобразием в определенном отношении. Термин «регион» имеет общий смысл и применяется для обозначения территориального участка любого размера, выделенной по различным признакам или комплексу признаков. В зависимости от них одна и та же территория может быть разделена на различные по своему содержанию регионы. В общем случае их пределы не совпадают.» И далее в статье говорится, что регионы могут определяться де-юре, но могут и ментально, — как себе люди их представляют. К последним можно отнести распространенное выражение «духовный Донбасс». Где четко территориально заканчивается «духовный Донбасс»?
Большинству образованных людей понятно, что хотя границы Волыни или Среднего Поднепровья никакими официальными постановлениями не закреплены, города Луцк и Владимир-Волынский стоят на Волыни, а Канев и Переяслав-Хмельницкий — в Среднем Поднепровье. Однако, если мы захотим выделить на карте границы указанных неформальных регионов, то это будет сделать непросто. Можно уверенно утверждать: когда пригласить N-е число специалистов и попросить каждого нанеси на карту границы «просто Волыни», то получим столько же различных контуров территории с одним названием. О подобных проблемах, возникающих у географов, писал выдающийся советский географ Давид Арманд в работе «Наука о ландшафте». Этот ученый объяснял, что границы любого региона (конечно, кроме формальных) размыты; если нет конкретной цели и конкретных критериев, то заниматься определением региональных границ нет смысла — достаточно ограничиться «пятнами» с нечеткими очертаниями.
Что же такое «исторический регион»? (Чаще употребляют термин «историко-географический регион», но мы считаем, составляющая «-географический» излишня: на нашей планете не может быть «не-географических» регионов.) Это — территория, ограниченная политическими или административными рубежами, которые существовали в прошлом. Как правило, это бывшие административно-территориальные единицы (губернии, провинции, воеводства, комитаты) или феодальные владения (княжества, герцогства, графства). В исторических регионов можно отнести пограничные территории, которые были предметом межгосударственных споров и / или нейтральными зонами (Покутье, Дикое поле).
Такое определение позволяет легко отличать исторические регионы от других, в первую очередь от этнографических, которые выделяют по совсем другому критерию, а именно — по критерию традиционной культуры (этнографические регионы отличаются друг от друга типами народного жилья, одежды и т.д.). Иногда названия исторических и этнографических регионов совпадают (Слобожанщина, Подолье, Волынь), но чаще бывает наоборот, и это не удивительно, поскольку государственные и административные границы никогда не прокладывались по этнографическим признакам. Например: этнографический регион Гуцульщина поделен между тремя историческими регионами — Галицией, Закарпатьем и Буковиной; исторический регион Киевщина входит в двух этнографических регионов — Киевского Полесья и Среднего Приднепровья.
Чем это знание нам поможет? Тем, что не стоит различными разграничениями Украины пренебрегать, нужно внимательно разбираться: почему именно такой регион? И с такими границами? По каким критериям? То, что нам кажется очевидным как «регион», на самом деле может таковым не быть сегодня. И чтобы не попасть в только политическую мотивацию определения регионов: кто его знает, какую еще «Новороссию» могут нам «подложить» …