Миф
«Если говорить о главном герое Великой Отечественной войны, то этим бессмертным героем является вся дружная семья народов, населяющих нашу страну и спаянных нерушимыми узами братства. Русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы — словом, сыны всех народов Советского Союза встали грудью на защиту своей Родины. (Аплодисменты.) Ленинская национальная политика партии выдержала испытание войной. Фашизму не удалось вбить клин между социалистическими нациями. Их братский союз показал свою силу и жизнеспособность, явился одним из главных источников победы над фашистскими захватчиками. Пусть вечно живет, крепнет и процветает нерушимая дружба наших народов!Брежнев Л. Великая победа советского народа// Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи. В 2-х т. Т. 1. – М.: Издательство Политической литературы, 1970.
Историческая реальность
8 мая 1965 г. первый секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев выступил с докладом на торжественном собрании в Кремлевском Дворце съездов посвященной 20-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне «Великая Победа советского народа».
Этот доклад заложил основы нового героизированного образа советского народа и мифологии Великой Отечественной войны. Образ «Великой Победы» и «народа-победителя» стали одним из ключевых компонентов вокруг которых кремлевские идеологи стали выстраивать новую историческую общность – «советский народ».
Доклад Брежнева стал манифестом новой советской мемориальной политики. Она определила «правильный» идеологически выдержанный образ Великой Отечественной войны в советском публичном пространстве. «Великая Победа» и «народ-победитель» стали структурной составляющей этого мифа, который заслонил собой мифологию Гражданской войны.
Победа советского народа в мае 1945 г провозглашалась закономерным следствием преимуществ социалистического строя, ленинской национальной политики и мудрого руководства коммунистической партии. Дружба народов братских республик СССР, морально-политическое единство и патриотизм советского народа объявлялись определяющими факторами победы.
Сама победа имела всемирно-историческое значение, поскольку спасла человечество от фашизма.
Значение помощи и вклада союзников в победу над Гитлером всячески преуменьшалось. А вот роль коммунистического подполья и партизанских движений в оккупированных странах и странах-союзниках нацистской Германии наоборот – преувеличивалась. Советские идеологи провозглашали, что борьба и разгром фашизма подняли волну социалистических революций, которые освободили народы Европы от реакционных режимов. Таким образом, становление в «освобожденных» СССР странах Европы дружественных Советскому Союзу коммунистических правительств выглядело вполне закономерно.
По сути история советско-немецкой войны была выхолощена. Все что не вкладывалось в образ единства советского народа в борьбе против фашизма, как например национально-освободительные движения нерусских народов СССР или коллаборационизм, который трактовался как маргинальное, а не массовое явление, оставались за бортом. Как и поражения первых дней войны, трагедия советских военнопленных и судьбы остарбайтеров.
Не нашлось места и для Холокоста. Советские идеологи не хотели выделять страдания еврейского народа из общей канвы преступлений нацистов против мирных советских граждан.
Бесконфликтный, одномерный, лакированный миф Великой Отечественной войны и образы «Великой Победы» / «Народа-Победителя» были положены в основу формирования новой прогрессивной общности – «советский народ».
И был ли советский народ победителем? Да, конечно. Это были миллионы людей, которые рисковали жизнью и гибли в самой жестокой человеческой мясорубке истории. Но: каждый из них был Человеком, а не разменной монетой чьей-то идеологии. В сегодняшней Украине знают, что такое Человек и его Достоинство. Право на свободу и достойную жизнь. И внуки и правнуки ветеранов 1945 года все выводы сделают правильно. Потому что они теперь понимают…