Юго-Восток

Название «Новороссия» более органичное чем «Украина», а советской власти пришлось искоренять «новороссийскость» и насаждать украинизацию Юго-Востока?

Миф 

Название «Новороссия» более органичное чем «Украина», а советской власти пришлось искоренять «новороссийскость» и насаждать украинизацию Юго-Востока.


Историческая реальность

Новороссия изначально была казенным понятием, и не прижилось среди большинства местного населения.

В отличие от «Украины», понятие «Новороссия» не имело глубоких исторических корней. Украина многократно упоминается в народном фольклоре, а также в исторических документах по крайней мере с начала XVII века. О Новороссии впервые услышали, как о названии губернии, выбранном представителями императорского двора. Это название отражало надежды на успешную цивилизаторскую миссию на новообретенных землях (для сравнения, британская колония Новая Англия в Северной Америке), а также манеру «по-русски» упорядочивать имперское пространство. Новороссия как-бы добавлялась к трем «историческим Россиям»: Великороссии, Малороссии и Белоруссии. Подобный креатив был присущ имперским чиновникам и в позднейшие времена. Например, незадолго до русско-японской войны 1904–1905 гг. планировалось создание на территории китайской Маньчжурии административной единицы с названием «Желтороссия» (смотри: «Новороссию основали на землях, освобожденных во время русско-турецких войн?», «До начала российской колонизации Северное Причерноморье было безлюдной пустыней?»).

После Екатерины ІІ продвижение нового топонима пошло на спад, однако Новороссия все же успела укорениться в литературных и чиновничьих кругах (например, в названии Одесского университета).

Среди местного украинского населения понятие «Новороссия» особо не прижилось. Раньше ее территории считались Диким полем, а с ХІХ века их обычно называли Таврией. Не задержалась Новороссия и в мировом восприятии. Например, в зарубежной картографии топоним Украина встречается гораздо чаще. Если традиция показывать Украину (и даже делать отдельные карты Украины) развивалась с XVII века, то термин «Новая Россия» мелькает лишь на картах периода русско-турецких войн времен Екатерины ІІ или на более поздних «исторических», призванных показать те времена. При этом Новороссия локализируется в границах первой губернии, очертания которой весьма далеки от контуров современного украинского Юго-Востока. Более распространенным в картографии термином оказался «Южная Россия», охватывающий территорию южнее Киева и Харькова — от Бессарабии до Кавказа.

Украина на карте Черного моря 1705 года

Термин «Украина», будучи изначально географическим, до XIX века не распространялся на весь ареал проживания украинского этноса, но прецеденты называть так современные Херсонщину и другие юго-восточные территории были. К примеру, еще с конца XVII века известно о «Ханской Украине», кое-где местная Украина проскакивает и на картах. К началу ХХ века уже было понятно, что «новороссы» так не появились, а вот украинцы были, и они составляли большинство населения Юго-Востока. «Новороссия» уже не соответствовала духу времени и отдавала кабинетными этнополитическими концепциями типа триединой Руси.

К примеру, далекий от украинского национализма (но не от широких народных мас) Нестор Махно считал свои родные приазовские степи украинскими, а не новороссийскими. Недаром его отряды назывались «Революционной повстанческой армией Украины». В общем, понятие «Новороссия» не прижилось даже не из-за вытеснения его «Украиной», а по причине равнодушия большинства местного населения к бумажным проектам петербургской бюрократии. И в советские времена этот термин был не запрещен, а просто вышел из употребления, окончательно перестав быть актуальным. Прилагательное «новороссийский» стало ассоциироваться лишь с городом на кавказском побережье.

«Вспомнили» о Новороссии в 1990-е годы политические предприниматели, искавшие историко-идеологическую основу под планы отрыва юго-восточных областей от независимой Украины. Их дело продолжают современные «собиратели русских земель», действующие под видом сепаратистов и федералистов.

Комментарии
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».
На верх