«…Процесс объединения украинского племени продолжается и соединяющую роль в данном случае, кроме факторов духовного характера, играют географическое единство территории и национальная сплоченность украинской массы в нынешнее время. И территория эта, и народная масса воистину огромны: на площади около 800 тысяч квадратных километров (15 тысяч квадратных миль) насчитывается около 33 миллионов украинского населения, причем на долю России — даже до начала войны приходилось около 28 миллионов, населяющих площадь в 750 тысяч квадратных километров (губернии Волынская, Подольская, Киевская, Херсонская, Харьковская, Екатеринославская, Холмская, части Черниговской, Гродненской, Минской, Бессарабской, Таврической, Курской, Воронежской, Донской и Кубанской), крайняя часть — 85 тысяч квадратных километров с населением около 4,5 миллиона — находится в сопредельных областях Австро-Венгрии (Галиция, Буковина, Угорская Русь). Это не оазис, не островок, который может потеряться и раствориться в широком море, в себе поглощающем, как свидетельствуют факты, вкраплены в него островки иных национальностей до великорусской включительно.
Украинский элемент на такой огромной территории, несколько разреженный на окраинах, отличается однородностью в центре своей территории. В губерниях Полтавской, южной части Черниговской, восточной части Киевской и прилегающих частях Екатеринославской украинское население составляет в общем около 90 процентов, достигая местами по данным официальной статистики, до 98 процентов. Большая часть Киевской губернии, Волынь, Подолье — на западе территории, Харьковская губерния со смежными частями Курской и Воронежской на востоке — занимают среднее положение — с 70 –80 процентами украинского населения.
Такая крепкая спайка украинской народности является одним из главных условий ее самобытности и единства. Расселение почти без инородных интервалов благоприятствует простому механическому сцеплению разных элементов племени и не дает ему утратить свой тип и общенациональный язык. Это единство национального языка и типа выплавлена всей поступью многогранной истории украинского народа и самым характерным фактическим проявлением нынче является литература народа — как устная, так и письменная, которая, при всех своих различиях, представляет, в национальном значении, единое целое, объединяющее отдельные разветвления украинского племени. Точно так, как и литература русская, созданная на основе великорусской, является объединяющим началом для отдельных великорусских ответвлений.
Каждый украинец — будь он полтавцем, киевлянином, галичанином, — признает родным язык украинский, в независимости от некоторых различий местных — полтавского, киевского, галицкого — говоров. Точно так, как рязанец, новгородец, москвич признают общим родным языком русский и ни в коем случае не могут признать таким языком украинский…»
Смотри также: «Административно-территориальное деление украинских земель в Российской империи на 1914 год.»