В истории Церкви украинских земель период XIV – начала XV вв. отметился существованием и сложным, с церковной и политической точки зрения, функционированием Галицкой митрополии, возникшей 1302/3 г. во времена правления короля Руси и князя Владимирии Юрия I Львовича. Непосредственным поводом для ее образования стало постепенное тяготение киевских митрополитов еще с середины XIII в. к северо-восточным руським князьям, в частности окончательный переезд в 1299 г. грека по происхождению митрополита Максима в город Владимир-на-Клязьме. Другой мощный политический центр со столицей в Холме, а затем во Львове, известный как королевство Руси, во главе с династией Романовичей, отреагировал мгновенно, добившись канонического разрешения императора Андроника II из династии Палеологов и константинопольского патриарха Афанасия на рукоположение первого галицкого митрополита Нифонта († 1305). К канонической территории Галицкой митрополии относились Галицкая, Перемышльская, Владимирская, Луцкая, Холмская и Туровская епархии.
Существование данной архиерейской структуры все время зависело от политической конъюнктуры, как в королевстве Руси, так и за его пределами – в странах так называемого «латинского мира», в землях, подвластных династии Чингизидов, особенно, в северо-восточных руських землях. Мощное влияние на церковно-политические процессы имел стремительный упадок Византийской империи и поглощения ее земель мусульманскими завоевателями – турками-османами.
В истории Галицкой митрополии отмечаются несколько этапов ее функционирования:
Первый период 1302/3–1308 гг., пока на митрополита Галицкого, Киевского и всей Руси с центром во Владимире-на-Клязьме не был рукоположен Петр Ратенский († 1326), что означало фактическое прекращение существования Галицкой митрополии, как самодостаточной самостоятельной архиерейской единицы. Важно, что последнего из королевства Руси отправляли в Константинополь как претендента на Галицкую митрополию.
Второй период 1331–1332 гг., когда стараниями князя Юрия Болеслава Тройденовича при поддержке своего тестя великого литовского князя Гедимина и константинопольского патриарха Исайи на короткое время должность митрополита занял Гавриил († 1329) (позже – галицкий епископ Феодор, † 1347). Впрочем, митрополит Киевский и всея Руси Феогност после личной встречи с патриархом быстро добился отмены этого решения.
Третий период 1337/8–1347 гг. отмечен пребыванием на митрополичьей кафедре галицкого епископа Феодора (Теодора). Очередную ликвидацию митрополии в 1347 г. вызвало отравление князя Юрия Болеслава Тройденовича в апреле 1340 г., отсутствие у него прямых потомков мужского пола, сложное междинастическое положение, в которое попали земли королевства Руси, ну и, наконец, постепенная их инкорпорация в состав Польши королем Казимиром III. К этому времени двор митрополита находился в Галиче с центром в Успенском соборе, построенном еще в середине XII в.
Четвертый период 1371–1393 гг., когда сначала по инициативе польского короля и вопреки интересам киевского митрополита, седевшего в Москве, Алексея Бяконта на митрополита Галицкого, Волынского и Литовского был рукоположен присланный в Константинополь кандидат Антоний († 1391/92), власть которого в 1376 г. признал епископ Холмский и Белзский Каликст. Местом его пребывания стал Львов. Впрочем, во времена его понтификата в 1375 г. венгерский и польский король Людовик I из династии Анжу добился создания Галицкой митрополии западного обряда, а после смерти владыки и нерукоположения на галицкого митрополита епископа Иоанна большинство епархий Галицкой митрополии отошли под власть митрополита всея Руси Киприана. До 1401 г. продолжалось неканоническое управления Галицкой митрополией луцким епископом.
Пятый период. В течение марта, августа и ноября 1415 г. православными церковными соборами в Новогрудке (ныне – Беларусь), с участием Полоцкого, Черниговского, Луцкого, Владимирского, Смоленского и Туровского епископов из Литвы, а также Перемишльського и Холмского с Галицкой земли, на митрополита «Церкви Киевской и всея Руси», вопреки позиции московского митрополита Фотия, был рукоположен Григорий Цамблак (до 1416 г. находился в Киеве, затем – в Вильно). Это вызвало возмущение константинопольского патриарха, ведь теперь Руськая православная церковь была разделена между Великим княжеством Литовским и Московским, митрополиты которого отныне, с разрешения того же константинопольского патриарха, обладали титулом митрополита Галицкого.
В течение XIV–XV вв. созданная по инициативе королей Руси Галицкая митрополия должна была подчеркнуть политический вес и междинастический авторитет династии Романовичей не только в так называемом «православном мире» своих ближайших руських и литовских соседей, но и стран западного обряда, в частности традиционных соперников – Венгрии и Польши. Создание нового архиерейского центра не препятствовало намерениям константинопольских патриархов, но противоречило интересам киевских митрополитов и их покровителей из числа местных князей, находившихся с конца XIII в. в подконтрольных династии Чингизидов северо-восточных землях Руси. Их резиденциями время от времени были Владимир-на-Клязьме и Москва.
Отсутствие церковного и политического единства в странах Западной и Южной Европы (так называемое «Авиньонское пленение пап», Большая Схизма, турецкое наступление на Балканы и захват ряда православных стран – Сербии, Болгарии, Византии и т.д.), а также систематические интриги при дворе константинопольских патриархов со стороны непримиримых соперников Галицкой митрополии препятствовали нормальному ее функционированию. В ее канонических землях проживало немало адептов западного обряда, а также православного духовенства, склонного при первой лучшей возможности поддержать посягательство митрополита Киевского и всея Руси на канонические земли «Галицкого коллеги». Вне всякого сомнения, несмотря на сложные условия существования, исторический факт Галицкой митрополии не подлежит сомнению, находя подтверждение в разноплановых источниках. На фоне политического и религиозно-мировоззренческого развития земель королевства Руси, тяготевшего более к «западному миру», архиерейский центр стал верхушкой его всестороннего развития.
Смотри также: Малая Русь и Малороссия — это одно и то же?