Миф
Благодаря «мономаховому венцу» московские князья и цари являлись единственными «наследниками Руси».
Историческая реальность
Одним из обоснований претензий Московского государства на наследие Руси стала идея «Третьего Рима» — перенесения центра христианского мира из Рима через Константинополь в Москву. Доказательством этого считалась «шапка Мономаха», будто бы полученная от византийского императора. Однако научная экспертиза давно доказала, что «шапка Мономаха», которая сейчас хранится в Оружейной палате Московского Кремля, была создана в Центральной Азии в XIV в. и, скорее всего, была получена московскими князьями от золотоордынского хана Узбека (правил в 1313–1341 гг.).
Уже с XV века, на фоне постоянных конфликтов с Великим княжеством Литовским, так и под впечатлением от падения Константинополя в 1453 году под натиском турков-османов, в Московском княжестве/царстве начинают формироваться ряд династических мифов, призванных обосновать права московских князей/царей как на земли Восточной Европы, так и на место византийских императоров как духовных лидеров православного мира. Концепция Москвы как «Третьего Рима» призвана была показать духовную преемственность между Римом «первым» (принявшим христианство), Римом «вторым» (Константинополем, — центром «истинного христианства православия», противостоящим «впавшему в ересь» папскому Риму) и Москвой — столицей единственного после падения Константинополя крупного православного царства, противостоящего как католицизму, так и угрозе со стороны ислама.
Составной частью этого мифа была легенда о «шапке Мономаха» — о бармах и царском венце, якобы полученных в подарок от византийского императора Константина IX Мономаха киевским князем Всеволодом Ярославичем и его сыном (от якобы имевшего место брака с дочерью византийского императора) Владимиром Мономахом. Таким образом, обладание «мономаховым» венцом превращало московских князей/царей в «прямых и единственных наследников» киевского князя Владимира Мономаха, а с ним и византийских императоров.
В таком духе изначально миф о перенесении центра Руси из Киева в Москву был напрямую связан с концепцией «Москва — Третий Рим». Однако со временем он зажил своей собственной жизнью, обосновывая экспансионистскую политику московских князей/царей/российских императоров как «собирателей» земель Руси.
Смотри также:
- «Сначала была Киевская Русь, а потом — Московская?»
- «В XII веке политический, экономический и культурный центр Руси был перенесен из Киева в Северо-восточную Русь?»