Блог

РОЖДЕНИЕ СЛАВЯН /эпос, op. #7/

Невесть с какой радости повелось, но народ – не народ, ежели  у него нет гусударства. И чем раньше у него это самое гусударство появилось – тем круче. «Слони. Державність.», одним словом. У славян с гусударством – как со всем остальным у славян. Впрочем, не стоит думать, что у других европейских варваров, «понаехавших» в Римскую империю в процессе Великого переселения народов, с гусударством было как-то особенно по-другому. Варварские королевства структурно друг от друга не очень отличаются. Разве что другие варвары не так часто приглашали в «отцы нации» иностранных специалистов, предпочитая взращенные в собственной среде королевские роды, плоть от плоти народной, так сказать.  Но всё по порядку.

Лист списка "Хроники Фредегара", хранящегося в Национальной библиотеке Франции

Лист списка «Хроники Фредегара», хранящегося в Национальной библиотеке Франции

Самым древним из славянских гусударств считается некая «держава Само» (ударение в слове «Само» на первом слоге, не путайте!). Известно о ней аж из одного источника, так называемой «Хроники Фредегара», придворной летописи франкских королей. «Фредегар» этот самый был младшим современником Само. Потом про Само тоже писали, но уже перевирая и путаясь, так что вера есть исключительно «Фредегару». А у того «всьо чьотко»: в 623 г. приехал некий франкский* купец Само в земли славян на предмет негоций, а тут славяне «уже начали восставать против авар». И решил геройский парень Само отправиться со славянами в поход.  Да так удачно проявил себя в этом национально-освободительном движении, что славяне его королём своим сделали…

Не, так не пойдет, надо сначала некоторые расклады объяснить, а то у неподготовленного читателя может когнитивный диссонанс приключиться. Перво-наперво, конечно авары (они же – обры Нестора нашего Летописца). Авары и их каганат уже упоминались неоднократно в предыдущих частях «эпоса», но нелишне будет несколько детализировать особенности их образа жизни, в контексте взаимоотношений со славянами прежде всего.

Авары переселились в Паннонию (современный Альфёльд, равнинная часть Венгрии) в 568 году. Что считается официальным годом рождения Аварского каганата. Правда, официальность эта – исключительно для упрощения понимания. У кочевников, коими были авары, представления о государственности, власти и прочем подобном заметно отличаются от оседлых земледельцев. Подконтрольные территории, например,  с незыблемыми государственными границами и т.п. очень вторичны. Государство структурируется прежде всего в войсковой иерархии.

"Примучивание дулебов" (миниатюра Радзивилловской летописи)

«Примучивание дулебов»
(миниатюра Радзивилловской летописи)

Так что с каганатом у авар и до переселения в Паннонию, надо думать, всё было неплохо. Но европейцам (читай – в основной массе потомкам оседлых земледельцев) уразуметь это сложно. Поэтому даже те минимум 10 лет накануне 568-го года, которые авары куролесили по Восточной Европе, развлекаясь поездками на колесницах, укомплектованных упряжными славянками («примучивание дулебов»™  © Нестор Летописец), за каганат не считаются.

Однако стоило только аварам по любезному приглашению лангобардов поучаствовать в разгроме гепидов в 567-м, а через год, в 568-м, занять добровольно освобожденные лангобардами местности** – и всё, они уже и не дикари вовсе, а нормальные ойропейцы. С государством, с системой опорных пунктов-крепостей, судя по всему, унаследованных от вчерашних союзников-лангобардов. При этом «титульная нация» во главе с царем-батюшкой каганом ещё много лет вела привычный кочевой образ жизни (благо, условия Альфёльда позволяют) и в гробу видела те европейские ценности. Но это мелочи, которые можно и опустить.

 

Далі буде… / Продолжение следует… / To be continued…

 

*Существует предположение, что Само был франком не в смысле принадлежности к славному германскому племени, а в смысле «франкоподданный», рожденный в пределах юрисдикции франкских королей. Имя у него не очень германское, а потому ученые подозревают, что имел гражданин Само галло-римские корни. Однако в контексте отношений Само со славянами это не столь уж и важно, для славян что чистопородный германец-франк, что «меровингский подданный галло-римского происхождения» был одинаково чуждым.

 

** Да, да! Именно добровольно. Лангобарды повели себя странно: соседей по Подунавью гепидов разгромили … и уже в следующий летний сезон дружно перебрались в Италию. Причем «на багаті села» с ними ушло немало других подунайских германцев, какая-то часть тех же гепидов, свевы, саксы.

Таким увидел Альбоина иллюстратор Нюренбергской хроники (1493 г.)

Таким увидел Альбоина иллюстратор Нюренбергской хроники (1493 г.)

Показательно, что славяне среды переселенцев 568 года не упоминаются. Равно как и среди участников событий года предыдущего. Хотя сомнений в том, что с германцами вообще и с лангобардами в частности славяне в Подунавье активно контактировали, нет ни малейших. Причем контакты эти были вполне мирными, а германо-славянские отношения в регионе – вполне дружественными.  Похоже, что «разборки» между германцами славяне рассматривали как их, германцев, сугубо внутреннее дело. Не исключено (на уровне предположения), что отстраненность от «внутригерманских дел» была также связана и с лангобардско-аварским ситуативным альянсом. Авары славянам были уже «хорошо известны с плохой стороны», и знаться с ними даже во имя былой  лангобардо-славянской дружбы славяне были не расположены.

Встречающееся у некоторых исследователей мнение, что лангобарды покинули Паннонию под страхом перед возможным нападением вчерашних союзников – аваров, «несколько преувеличено». Никаких четких указаний на это в источниках нет. Более того, источники упоминают о том, что король лангобардов Альбоин, возглавлявший этот исход в Италию, официально чуть ли  не завещал освобождаемые в результате переезда земли кагану аваров Баяну.

Комментарии
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».
На верх