Миф
Между средневековой Русью и Украиной нет никакой связи.
Историческая реальность
«Русь» и «Украина» — два названия одной территории, которые просто относятся к разным эпохам. Точно так же, как «Галлия» и «Франция». С исторической точки зрения современная Украина является «более Русью», чем современная Россия.
В IX–XI вв. Киев, столица современной Украины, был центром огромного государства рода Рюриковичей — Руси, а его ближний регион назывался «Русской землей» (смотри: «Изначальной Русью» была северо-западная Россия — Новгород?» ).
После распада государства на множество княжеств, Киев сохранил статус исторического «старейшинства» и религиозно-духовного центра. Тогда территорию современной Украины населяли предки украинцев. Гипотезы о том, что «центр Руси» был из Киева «перенесен», давно отвергнуты наукой (смотри: «Обычная схема «русской» истории и дело рационального упорядочения истории восточного славянства»).
Слово «Украина» впервые прозвучало в Киевской летописи в 1187 г., и обозначало район Переяславля — часть «исконной Руси».
В XVII в. «Украиной» называли владения казацкого Войска Запорожского (смотри: Зборовский договор 1649 г., Мартовские статьи 1654 г.), которые включали и Киев, и Среднее Поднепровье. Однако название «Русь» из обихода не выходило, Гадячский трактат 1658 г. называет казацкого гетмана И.Выговского «гетманом войск руських», а его политический проект — «Великое княжество Руськое». (Смотри: «Что означало название “Украина” на протяжении столетий?»)
В Галичине титулом «король Руси» пользовались князья Даниил Галицкий (1253–1264) и Юрий I Львович (1301–1308). В 1434–1772 гг. Львов был центром Руського воеводства Речи Посполитой (Palatinatus Russiae), а население Прикарпатья до начала ХХ века называло себя «русины».
В западной литературе XVII в. утверждалось, что «[запорожские] казаки — военное сословие руського народа».
В начале XIX века популярный украинский политический памфлет «История русов», называл «русами» украинских казаков.
Но с середины XIX века «Украина» превратилась в оппозиционный российским властям политический проект, что обусловило отказ «сознательных украинцев» от слов «русский», «малорусский», «малороссийский», чрезмерно ассоциировавшееся с Российской империей. Но историческую и территориальную преемственность Руси и Украины это никак не отрицает.