Блог

РОЖДЕНИЕ СЛАВЯН /эпос, op. #5/

Солид Ираклия, чеканенный в 610–613 гг.

… а чем же так была занята константинопольская администрация, под самым боком которой происходили все эти перестройки и ускорения в Дунайском регионе? Во-первых, Империю аж до 610-го года трясло в гражданском противостоянии. Закончилось это всё свержением узурпатора Фоки и воцарением Ираклия. Во-вторых, ни на год не прекращалась ромейско-персидская война, новый тур которой, после десятилетнего перерыва, стартовал аккурат во всё том же, уже неоднократно упомянутом и несчастливом, 602 году.*  Причем персы, ввиду внутренней слабости Империи, вовсю пользовались стратегическим преимуществом. И к началу 620-х гг. “сократили” Империю в восточной её части до Анатолии.

В общем, не до славян было, и даже не до авар.**  От последних старались всячески откупиться “платами за мир”, а при случае – натравить на тех же славян. А славяне… А что сразу “славяне”?!? Всё равно практически пустующие балканские земли занимают. Ну да, налогов не платят, шкодничают время от времени, но в сравнении с персидской угрозой это ж, почитай, ничего. Персы-то оттяпали всё самое дорогое, даже Египет, реально кормивший всю восточную половину Империи от истоков, с благословенных времён Октавиана Августа с его Pax Romana.

Попустительство со стороны Империи едва не закончилось крайне грустно. В 626-м году все текущие враги замахнулись на ни много, ни мало, а взять штурмом столицу. Персидский экспедиционный корпус встал лагерем на азиатском берегу Босфора, а войска аварского кагана взяли в осаду Константинополь.

Персы осаждают Константинополь, то время как Ираклий берет штурмом персидский город. Миниатюра из болгарского перевода ХІVв. Хроники Константина Манассиии, написанной в ХІІ в. (Хранится в Библиотеке Ватикана)

Персы осаждают Константинополь, то время как Ираклий берет штурмом персидский город.
Миниатюра из болгарского перевода ХІV в. хроники Константина Манассии, написанной в ХІІ в.
(Хранится в Библиотеке Ватикана)

Не хотелось бы, чтобы у читателей сложилось впечатление, что дела у ромеев на 626 г. складывались настолько плохо, что от их Империи только столица и осталась. И тут понадобится небольшое “лирическое отступление”. Над современным читателем довлеет стереотип восприятия войны по образам войн ХХ в., в первую очередь – обеих Мировых. Война представляется чаще всего как боевые действия на фронте, пролегшем “от моря до моря”. И “наступление” или “отступление” воспринимается как перемещение если и не всей линии фронта, то по крайней мере каких-то значительных её участков. При этом “за линией фронта” – сплошной массив подконтрольных врагу территорий.

Золотая монета Хосрова ІІ Парвиза (591–628)

Золотая монета
Хосрова ІІ Парвиза
(591–628)

Однако этот стереотип для большинства войн  древности, средневековья и нового времени никуда не годится. Например, на лето 626 г. император римлян Ираклий  уже два года благополучно находился у черта на рогах, в Закавказье, и вполне успешно воевал там против полководцев шахиншаха Хосрова ІІ. Однако нанесенные им персам поражения были успехами тактическими, несмотря на существенные потери персы в 626 г. сформировали две полноценные  армии.

Одна из этих армий, возглавляемая неким Шахином,  блокировала Ираклия на границе Армении и Месопотамии. Вторая, во главе с Шахрваразом,  была отправлена на крайний запад Малой Азии. Где персы и любовались видом на Константинополь через Босфор, расположившись в городе Халкидон (ныне это район Кадыкёй в азиатской части современного Стамбула). И при этом ромеи контролировали немалое количество территорий по всей Малой Азии, т.е. как бы “в тылу” у экспедиционного корпуса Шахрвараза. В общем, не работают для таких диспозиций и маневров понятия фронта и тыла.

Синхронно с занятием персами Халкидона на фракийском берегу Босфора войска европейских варваров, под “верховным главнокомандованием” кагана аваров, блокировали Константинополь и начали деятельно готовится к взятию города приступом. Такая четкая координация действий свидетельствовала об основательной дипломатической подготовке, предшествовавшей “горячей” фазе операции.

Солид Ираклия с сыном Ираклием Константином, чеканенный в 616–625 гг.

Солид Ираклия с сыном Ираклия Константином,
чеканенный в 616–625 гг.

Ираклий, уезжая на “закавказский фронт”, номинально оставил за главного “в лавке” своего сына и соправителя Константина. Было Константину в 626 г.  14 лет от роду, и несмотря на солидный “опыт работы” (а официальным соправителем отца он стал в девятимесячном возрасте), император-подросток конечно же ничего не решал. Решали его официальные опекуны, константинопольский патриарх Сергий и префект Константинополя Вонос. Причем это касалось не только дел в столице, но и в Империи в целом. Ведь Ираклий , находясь третий год подряд в полуизолированной действующей армии, практически не имел рычагов для решения оперативных вопросов.

Положение столицы оценивалось Сергием и Воносом как отчаянное, о чем они немедленно “телеграфировали” Ираклию. Общий смысл ответа императора сводился к “вы там держитесь”.

 

Далі буде… / Продолжение следует… / To be continued…

 

* Там история очень занятная, и с заключением  очередного “вечного мира” в 591 г., и с причинами его нарушения в 602-м. Но этот византийско-персидский военно-дипломатический балет к славянам непосредственного отношения не имел. Военно-политические “мастодонты” родом из античности, Римская империя и Эраншахр (более известная в европейской историографии как империя Сасанидов) выясняли отношения между собой без привлечения свежерожденных средневековых “молодых львов”. До поры , до времени.

**… а так же не до вестготов и лангобардов. Первые в этот же период практически полностью вытеснили ромеев с Пиренейского п-ва,  оставив за Империей только несколько портовых городов. Вторые “откусили” очередной изрядный кусок территории в Италии и вытребовали себе дань. Причем и на Пиренеях, и на Апеннинах ромеи даже не пробовали оказывать вооруженное сопротивление, все успехи варваров были достигнуты сугубо дипломатическим путем.

Коментарі
Звичайний патріотизм повинен бути підкріплений надійними джерелами і фактами, які можна використовувати як для свого усвідомлення, так і для «ідеологічних дискусій».
Вгору