Блог

РОЖДЕНИЕ СЛАВЯН /эпос, op. #4/

… система обороны Дунайской границы окончательно развалилась в 602-м. Бесчинства дунайской армии и узурпация Фоки были событиями важными, но далеко не единственными в том несчастливом году. Этой беде предшествовало ещё одно эпохальное событие: с политической карты Европы навсегда исчезли анты.

Солид Юстина ІІ (565 – 578)

Солид Юстина ІІ (565 – 578)

Геополитика и в VI–VII в. была штукой сложной, так что пасьянс был ещё тот. Авары, боровшиеся за гегемонию среди варваров Подунавья, а также за признание Империей этой гегемонии, убедить
Константинополь в своих правах прямой военной силой были ещё не вполне способны. Однако на протяжении последних десятилетий VІ в. потихоньку «подгребали» под себя и прочих варваров региона (прежде всего славян), и некоторые имперские территории.

Славянам в аваро-византийском военно-дипломатическом балете роль была отведена крайне малоприятная. То авары позиционировали себя как лояльные союзники Империи (и лупцевали славян в криками «А нечего обижать наших добрых друзей ромеев!»). То авары решали, что пора повоевать с Империей (и гнали славян на убой в качестве «пушечного мяса»). Но уже через пару лет авары (за хорошие отступные и территориальные уступки) опять с ромеями дружили, а славян опять примерно наказывали за … набеги на Империю.

Солид Тиберия ІІ (578 – 582)

Солид Тиберия ІІ (578 – 582)

Славянам, у которых, напомню, в отличии от Каганата и Империи с единым политическим центром было совсем плохо, а именно вообще никак, приходилось туго. Вникать в то, какая именно фаза в конкретный год настала в аваро-ромейских отношениях было практически бессмысленно. Зачастую стоявший по весне «нерушимый мир» уже летом из-за мелких приграничных недоразумений перерастал в полномасштабные боевые действия. Посему славяне, не особо заморачиваясь, продолжали уже устоявшуюся практику регулярных набегов на имперские владения. А там как повезет: может только от имперцев убегать придется, а может – и от имперцев, и от аваров.

На 602 год между Аварским каганатом и Империей действовал очередной «вечный мир».  Причем с очень интересным пунктом: Высокие Договаривающиеся Стороны обязывались не нарушать кордон по Дунаю, за исключением тех случаев, когда речь шла о преследовании злонамеренных славян. При этом придунайские склавины (скорее – какая-то их часть) были союзниками Каганата, а вот анты (опять же, вряд ли все, но какая-то их часть) – энспондами Империи, т.е. «военными союзниками, проживающими у границ Империи по тот, варварский, бок границы».

Есть небезосновательное мнение, что анты-энспонды были таковыми «з діда-прадіда», ещё с договора 545 г. В указанном году Юстиниан I милостиво позволил некоторой части антов заселить округу города Турриса. Пикантность монаршей милости придавало то, что Туррис был на левом берегу Дуная, так что имперской администрацией там не пахло уже несколько десятков лет как минимум. А анты упомянутые жили, надо думать, в этой округе и так, без всяких мандатов, явочным порядком. Но профит в этом убыточном на первый взгляд гешефте имели обе стороны. Антам  – международное признание, причем, на высочайшем уровне, а Империи  – одним проктологическим заболеванием меньше.

На начало VІІ в. анты-энспонды, судя по всему, жили уже не только па левобережье Дуная, но и на правобережье, в Добрудже (область в низовьях Дуная, разделенная сейчас между Болгарией м Румынией). Т.е. игнорировали то обстоятельство, что энспонды должны жить вне пределов Империи. Но имперцам, надо думать, было не до строгого соблюдения всех юридических тонкостей. А антам до этих тонкостей дела не было тем паче.

Солид Маврикия (582 – 602)

Солид Маврикия (582 – 602)

И вот теперь, «многоуважаемая публика, внимательно следите за руками».  В начале лета 602 г. имперский экспедиционный корпус, ссылаясь на «клаузулу о славянах» в аваро-ромейском мирном договоре, переправился на левый берег Дуная и прошелся огнем и мечем по землям дружественным аварам склавинов. Аварам, судя по всему, прямое столкновение с имперцами было крайне невыгодным. Однако навалять союзным Империи  антам, ссылаясь на ту самую «клаузулу о славянах», это совершенно не мешало. Что по приказу кагана и проделал некий господин Апсих уже во второй половине лета.

Для полноты картины следует ещё упомянуть, что каратели Апсиха наиболее вероятно проследовали в места расселения антов через земли склавинов. Не прорвались, а проследовали.  Что лишний раз подчеркивает степень братскости отношений между братьями-славянами. Вряд ли состоялся полный геноцид антского народа, но вот как о военно-политической силе с 602-го года об антах в источниках ни строчки, ни слова.

Империи от этого аварского хулиганства особо не похужало, там своих проблем хватало. А вот славянам было не сладко. Акция Апсиха, судя по всему, окончательно убедила  значительное количество подунайских славян в том, что быть «людьми второго сорта» в молодом и агрессивном  Аварском каганате как-то поприятней, чем быть гордыми и независимыми, но мертвыми. В общем, убедили авары дунайских варваров, что их претензия на гегемонию небезосновательна.

Впрочем, особой ясности со славянами нет. Твердо установленным фактом можно считать только то, что после коллапса Дунайского лимеса в 602 г. славяне стали основательно обустраиваться к югу от Дуная, аж по самый Пелопоннес, о чем уже как-то вскользь упоминалось. Но вот механизм, благодаря которому эти «вынужденные мигранты» из славян попадали на Балканы понятен далеко не всегда.slav_map_2_rus

Часть из них, безусловно, была «спецпоселенцами», выводившимися аварами на земли Каганата, только-только «отжатые» у Империи. Но другая часть, судя по всему, была наоборот «беженцами», искавшими спасения от «нового порядка», насаждаемого аварами. Последних, похоже, было больше, и попав в Империю они не только селились где попало по своему усмотрению, но и как правило «расчищали площадку» от местного населения (а заодно – и имперской администрации). Именно «беженцы», а не «спецпоселенцы» добрались до Фессалии, Средней Греции и Пелопоннеса.

Далі буде… / Продолжение следует… / To be continued…

Комментарии
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».
На верх