Воссоединение 1654 г.

Киев был Россией? И в результате чего Русское царство стало Российской империей?

Миф 

Киев был Россией? И она из Русского царства переименовалась в Российскую империю просто так?


Историческая реальность

До начала XVIII в. слово «Россия» относилось не к России, а к Киевской православной митрополии. Название «переезжает» после поражения Ивана Мазепы. Официально назовут Россию только в 1721 г.

Да, конечно, Киев был Россией. Правда это было тогда, когда сама нынешняя Россия не была «Россией». И не в том смысле, что Киев какое-то время входил в состав Российского (Московского) государства. В этом же смысле и Варшава сто лет была «Россией». Просто в общей путанице, что и когда было «Россией» (даже не Русью), был просто эксклюзивный период: вторая половина XVI — начало XVIII вв. Его для нас запутали, увы, не злые москальские имперские идеологи (они, правда, потом этим воспользуются), а наши земляки, — тогдашние выпускники Киево-Могилянского коллегиума. Эти «образованные мальчики» занимались карьерой и подгоняли существующие при них державы и мировую геополитику «под себя».

Берем основные исторические вводные:

— «Ро́сия» — греческое название Руси, поэтому употреблялось в Византии (Восточной Римской империи) с ІХ в. («народ рос») и Х в. («Росия»). В Западной Европе это было в то же время по латыни — «Русия» (Rusia) или «Рутения» (Ruthenia). Потом, понятное дело, на греческом языке это слово могли употреблять ко всему, что могло иметь отношение к любым формам и воплощениям Руси на протяжении столетий. В разных конкретных исторических обстоятельствах.

— Официальными названиями Московского государства с 1547 г. было «Русское царство», а с 1721 г. — «Российская империя» (смотри: «Русь» и «Россия» — это одно и то же?»).

Что заставило изменить название огромного государства? И была ли в этом какая-то роль украинцев-русинов? А вот дальше такая история.

В Украине люди, знающие греческий язык, обычно были священниками, в XVII в. их элиту готовил Киево-Могилянский коллегиум. Там люди знали языки и вольно ими пользовались. Но даже до появления Могилянки, еще в 1610 г. киевский церковный автор Мелетий Смотрицкий, абсолютно не терзаясь, употребляет относительно Украины термины «народ росийский» и «росийская земля». При киевском митрополите Петре Могиле (1632-1647) это является чем-то вообще обычным: «Русь»=»Россія». Только касалось это исключительно епархии самого Петра Могилы — т.е. Киевской. Нынешняя Россия или тогдашнее Московское государство в нее («тогдашнюю Россию») точно не входила (о самоназваниях украинцев смотри тут).

В начале 1670-х гг. угроза Киеву с стороны турок-мусульман и поляков-католиков возрастает. Центр православной жизни и идеологии, Киево-Печерский монастырь, который раньше готов был скорее выйти «вперед ногами», нежели присягнуть московскому царю, понимает, что жизнь изменилась. Надо нащупать правильный контакт с московской монархией.

В лихолетье Руины 1674 г. киевская Лавра издает «Синопсис киевский или короткое собрание из разных летописцев о начале славенороссийского народа и первоначальных князей богоспасаемого града Киева, про житие благоверного великого князя киевского и всея Руси первого самодержца Владимира». Автор произведения неизвестен, но он — велик. Это станет первым учебником российской истории, выдержавшим 19 изданий до начала ХІХ века и появления творчества Карамзина и гимназического образования. Просто бестселлер. На протяжении более ста лет продукт Киево-Печерского монастыря явился тем образцом истории восточных славян, который будет удовлетворять образованную публику царства, а потом империи (смотри: «Обычная схема «русской» истории и вопрос рационального упорядочения истории восточного славянства»).

Киево-Могилянский коллегіум - эксклюзивное учебное заведение для православных Восточной Европы. Как учебное заведение существовало с 1615 г. Закрыто российской властью 1817 г.

Киево-Могилянский коллегиум — уникальное учебное заведение для православных Восточной Европы. Действовало с 1615-го до 1817 года. Закрыто российской властью.

Киевские авторы сделали один реверанс. Ранее они, знающие греческий язык, в «Росию» (или, как они писали: «Россiю») зачисляли только земли Киевской митрополии Константинопольского патриархата, совершенно забывая Московский патриархат, Московскую митрополию и единоверных братьев за восточной границей. Т.е. вообще без нынешней «России». В середине XVII в. «Ро́сия» — украинские земли Речи Посполитой и Гетманщина. Но не Московия. А теперь выживание града Киева очень сильно начинало зависеть от событий в Москве и симпатий царей. Поэтому восточные соседи получили из Киева новый учебник истории, где московиты впервые оказались причислены к тому же народу, что и киевские русины. Раньше такого не случалось.

Понятие «славенороссийского народа», ранее бывшего только «русинами», теперь уже предполагало значительную близость русинов и московитов. В смысле «общей истории». В «Синопсисе» намекалось, что, несмотря на пребывание столицы православного царства в Москве, исторический и духовный центр славеноросийского народа находится в Киеве. На что желательно московским монархам обратить особое внимание — в смысле моральной и прочей поддержки. Киевский автор обращает внимание на новый смысл истории восточных славян: «монархию», «державу», а не «народ». Поэтому монархия Романовых получала неплохую историческую и идеологическую поддержку от лица украинского православия. С учетом того, что связь с Рюриковичами у Романовых была, мягко говоря, слабовата. Конечно, «с лету» автор не мог во всех смыслах записать и русинов, и московитов в «славеноросийский народ». У «народа», например, было две армии: «силы царского величества» и «войска запорожские». Потом, правда, за восточной границей «Синопсис» будут вычищать от украинизмов и полонизмов, т.к. его вариант «церковнославянского языка» был плохо понятен в Москве. Это говорит о том, что «церковнославянский», конечно, был «общепонятным», но не всегда «общим» и не всегда «понятным». (Это — о «древнерусской народности».)

Ця людина придумала Росію. Феофан Прокопович (1681 -1736). Закінчив Могилянку в 1698. Був в багатьох европейських країнах. Навіть був католиком.

Этот человек «назвал» Россию. Феофан Прокопович (1681-1736).

Когда к власти пришел Петр I, птенцы «могилянского гнезда» стаями полетели в новые столицы. Они были прекрасными посредниками между слишком чужими западными «спецами» и чрезмерно консервативным московским православием. Феофан Прокопович стал одним из идеологов державы Петра. Могилянец Стефан Яворский будет местоблюстителем (и.о.) патриарха и церковным, лояльным к царю, вождем при создании Синода, Дмитрий Туптало-Ростовский возьмет на себя миссионерство и распространение православия на сибирские окраины. Еще десятки «могилянцев» возглавят епархии и более мелкие направления. Например идеологические. Царь Петр, кстати, был весьма верующим и был подвержен влиянию из той среды. Заметим, что до середины XVIII века большинство солидных должностей в Русской православной церкви будут занимать украинцы.

До Полтавы 1709 г. для киевлян на московской службе не было конфликта между «Украиной» и «Россией». Например, Феофан Прокопович написал трагикомедию «Владимир» (1705), где отразил достоинства гетмана Мазепы. Там упоминается слово «Россия», которое относится к Киевской митрополии (без Москвы). После Полтавы (1709) в творчестве Прокоповича исчезает Киев и Украина. Для него «Россией» становится только московская монархия, которой он и поможет (как увидим ниже) найти новое название. После поражения Мазепы «украинская карта» выглядит битой. Слово «Росия» перестает относиться к Украине и переносится исключительно в новый имперский проект Петра. Конъюнктура изменилась.

Заметим, что само слово «Россия» (мы теперь знаем его корни) не было вообще хоть сколько-нибудь конфликтным для казацкой элиты украинской Гетманщины. Они думали, что это — о них. Поэтому хоть «Россия», хоть «Малая Россия» (несколько более привычная не церковникам, а людям политическим), не вызывали у них никаких возражений.

Поэтому запомним себе: слово «Россия» — продукт Киево-Могилянского коллегиума, который был просто привнесен его выпускниками в представления верхушки Московского государства, и понравился царю Петру I.

Похоже, что слово было красивое, импортное, практически западное (греческое), просвещенное, и одним замахом перекрывало все прошлое Московии, Новгорода, Украины и даже новоприобретенных Петром прибалтийских провинций (то теперь была «Россия» времен Александра Невского). Новое название государства (империя) требовало, возможно, и более «продвинутого» названия. Не Московия ж. И даже не Русь. Россия.

22 октября 1721 г. на фоне подписания Ништадского мира и победы над Швецией возникнет Российская империя. Инициатором формулировок «всероссийский император», «Российская империя», «отец отечества» был, судя по мнению историков, «могилянец» Феофан Прокопович. При акте «величания» и провозглашения даже провозглашавший акт был киевлянином Яновским. Текст, правда, писал русский Шафиров. Но похоже, он был просто посредником между Прокоповичем и Яновским. Украинцы сами назвали все то, что потом будут преодолевать двести лет и нарекать в XXI веке. Но мы ж любим преодолевать те проблемы, которые сами себе создаем? Потрудимся, леди и джентльменыМы назвали, нам и…

Комментарии
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».
На верх