Миф
После установления германской оккупационной администрации «бандеровцы» постоянно с ней сотрудничали и исполняли ее указания.
Историческая реальность
Руководство ОУН с сентября 1941 г. уже не рассчитывало на признание Германией Украины, поэтому организация снова ушла в подполье.
После арестов немцами С.Бандеры и Я.Стецько руководство ОУН(б) взял на себя второй заместитель Бандеры Мыкола Лебидь (псевдоним «Максим Рубан»). В конце сентября 1941 г. М.Лебедь созвал в с. Сороки близ Львова 1-ю Конференцию ОУН(б), в составе которой тогда было 12 тысяч человек. Участники Конференции пришли к выводу о том, что Германия после победы над СССР будет противником идеи создания украинского государства, а поэтому в будущем ОУН ожидает длительная подпольная борьба против Третьего Рейха. В связи с этим было принято решение — перевести «засветившиеся» кадры ОУН(б) обратно в подполье, законспирировать все организационные структуры и полномасштабно использовать возможность закрепления активистов и сторонников на доступных должностях оккупационного режима (понятно, что без указания членства в организации) в целях оперативного получения информации о планах и мерах немецкой оккупационной власти в Украине и возможности добыть оружие. Эта политика окажется успешной, о чем свидетельствует факт массового ухода местной полиции по призыву ОУН в УПА в 1943–1944 гг.