Актуальное

К 100-летию Брест-Литовского мира (+ карта)

Брест-Литовский (Брестский) мирный договор, заключенный 9 февраля 1918 между государствами германского блока (Центральными державами) и Украинской Народной Республикой, стал первым мирным соглашением Великой войны, длившейся с 1914 года. Это был также первый и возможно самый большой успех украинской дипломатии за все время революции 1917-1921 годов.

Начать рассказ о Брест-Литовском мире стоит с обзора событий на Восточном фронте Первой мировой войны. Антанту и ее союзников здесь представляли Российская империя и Румыния. Им противостояли Германия, Австро-Венгрия и частично Болгария. Кроме Румынии, каждое из этих государств воевало и на других фронтах Первой мировой: Западном, Итальянском, Салоникском, Кавказском и так далее.

В течение 1915 года Русская императорская армия потерпела грандиозное поражение на Восточном фронте, заставившее ее отступить и оставить врагам большие территории: Польшу, Западную Беларусь, Литву, Курляндию (западная часть современной Латвии). Дальнейшие события, в том числе, знаменитый российский Брусиловский прорыв (1916), существенно не изменили ситуацию. Немцы захватили также западные части Волынской губернии и контролировали их в то время, когда на российской стороне фронта Украинская Центральная Рада объявила Волынь и другие территории составляющими будущей украинской автономии в составе демократической России.

После Февральской революции 1917 года Россия продолжала быть участником Первой мировой войны. Временное правительство подтвердило верность союзническим обязательствам перед Антантой (Францией и Великобританией). Украинская Центральная Рада поддерживала в этом курс Петрограда. В интервью французской прессе член Рады Иван Маевский заявлял: «Для нас не может быть и речи о сепаратном мире. Мы хотим вернуть земли, оккупированные немцами. Мы еще освободить Галицию, Буковину и часть Украины». Украинизированные части, в частности, полуботковский и богдановский полки, отправлялись на фронт и воевали против армий Центральных держав.

Среди политических партий революционной России не все поддерживали курс Временного правительства. Еще в декабре 1914-го в манифесте «Война и российская социал-демократия» большевики выступили за поражение России в Первой мировой войне и за «превращение империалистической войны в гражданскую войну». В апреле 1917 года немцы доставили группу большевиков во главе с Лениным в пломбированном вагоне из Швейцарии через нейтральную Швецию в Петроград. Опираясь на немецкое финансирование, большевики сразу начали антивоенную агитацию, в частности на фронте. После Октябрьского переворота, первым решением советской власти стал Декрет о мире.

Чтобы воплотить свои антивоенные лозунги, советское правительство (Совнарком) должен был установить контроль над фронтом. Поскольку назначенный еще Временным правительством российский главнокомандующий Николай Духонин отказался выполнить указание Совнаркома начать мирные переговоры с немецким командованием, на его место назначили Николая Крыленко. 3 декабря 1917 года Крыленко во главе отряда революционных матросов прибыл в город Могилев, где находилась ставка. В тот же день матросы зверски убили генерала Духонина, таким образом, обеспечив возможность занять пост главнокомандующего прапорщику Крыленко.

15 декабря Совнарком договорился с государствами германского блока о временном перемирии, чем весьма огорчил Францию и Великобританию, ведь теперь немцы могли высвободить силы на востоке и перебросить их на Западный фронт. Впрочем, Антанта могла уповать на еще один фактор: большевики не контролировали всю бывшую Российскую империю, в частности, не контролировали некоторые территории, по которым проходил Восточный фронт.

В конце 1917 года на периферии России действовали многочисленные представительные органы. Финляндия еще 6 декабря провозгласила полную независимость. Украинская Народная Республика признавала Совнарком, но не всероссийским правительством, а только полномочным для центральной России – равноправным с украинским. Киев обратился в Совнарком и другие представительные органы народов и регионов бывшей империи с предложением вместе сформировать правительство федерации. Еще хуже обстояли дела на Дону и в других казачьих регионах. Местные руководители считали Совнарком узурпаторами и объявили о намерении бороться за восстановление в России законной власти.

12.1917

Ситуация в Европе на 1 декабря 1917 года. Карта с ресурса Omniatlas.com

Часть Восточного фронта проходила по территории УНР. Большевики вроде и признавали Украину, но вели себя так, будто Центральная Рада не была суверенной властью на ее территории. Совнарком остро отреагировал на мероприятия Симона Петлюры по переподчинению украинского участка фронта. Украинская власть противилась использованию большевиками территории УНР для борьбы с «контрреволюцией» на Дону. Украинское руководство вынашивало утопические планы построения федерации вместе с непримиримыми врагами: большевиками и донскими казаками, а потому не давало первым уничтожать вторых. В конце концов, когда большевики начали готовить мятежи в украинских городах, в частности в Киеве, украинские войска начали разоружать их.

В ответ Совнарком направил «Манифест к украинскому народу с ультимативными требованиями к Украинской Раде». Большевики требовали прекратить создание отдельного Украинского фронта, заблокировать пути казакам с фронта на Дон, взамен пропускать на Дон красных, прекратить разоружение большевистских частей. Центральная Рада категорически отклонила этот ультиматум. Только недавно украинские войска предупредили большевистский мятеж в столице, а делегаты Всеукраинского съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов не допустили отстранения от власти действующего руководства УНР. Посему, российские большевики начали вооруженную агрессию против Украины.

Между тем, в оккупированном немцами городе Брест-Литовск (укр. Брестя) продолжались переговоры делегации Совнаркома с представителями Центральных держав. Немцы потребовали от большевиков заключить полноценный мирный договор, но на достаточно жестких условиях. Они требовали согласиться на большие территориальные уступки – отказаться от территорий, уже контролируемых Центральными державами: Польши, Балтийского региона, и так далее. Положение большевиков и без того было шатким, а перспектива унизительного мира угрожала им потерей власти и физической расправой со стороны преемников. Итак, интересы Центральных держав и Совнаркома разминулись. Красные решили затягивать время с верой в скорый приход революции в Германии.

Понимая, что большевистская Россия уже потеряна как союзник, Антанта решила договориться с УНР. Интерес Парижа и Лондона заключался в том, чтобы попытаться сохранить хотя бы украинский и румынский участки Восточного фронта и сковать там какое-то количество немецких и австро-венгерских войск. Поэтому французская и британская военные миссии переехали в Киев и начали переговоры с украинскими властями. Возможно, это был шанс для признания УНР именно представителями Антанты, которым в конце концов суждено было стать победителями в глобальной войне. Однако, роковую роль сыграла география: Антанта никак не могла оказать помощь изолированной Украине, а самостоятельно продолжать Первую мировую, да еще и отбиваться от большевиков УНР не могла.

Киеву пришлось совершить кардинальный политический поворот. 22 января 1918 года была провозглашена независимость УНР. Украинская делегация в Брест-Литовске начала собственные сепаратные переговоры о мире. Государства германского блока, с одной стороны, считали появление еще одного субъекта переговоров положительным фактором, а с другой, не были уверены – стоит ли связываться с властью, положение которой было столь зыбким.

delegation

Немецкие и украинские представители в Брест-Литовске

Изнуренные боями и дефицитом Центральные державы желали как можно скорее заключить сепаратный мир на востоке – и пусть сначала это будет не вся Россия, а хотя бы какая-то ее (бывшая) часть. Однако вести о начале большевистского восстания в Киеве и появление в Брест-Литовске «украинских советских представителей» давали немцам основания сомневаться в весе мандатов делегации УНР. К счастью, украинская армия сумела приостановить наступление врага и подавила большевистский мятеж в Киеве. Брест-Литовский мир Центральных держав с УНР был подписан 9 февраля 1918 года – в последний удобный для этого момент, когда уже последние украинские войска отступали из Киева. Неимение контроля над собственной столицей могла, как минимум, существенно ослабить позиции украинских дипломатов. И неважно, что подписание соглашения состоялось почти синхронно с потерей Киева – в Брест-Литовске об этом еще не успели узнать.

9.02.1918

Северо-западная граница Украины, согласно Брест-Литовскому договору. Схема с сайта Павла Гай-Нижника

Брест-Литовский мир с УНР был для Берлина средством давления на Совнарком. Для Германии и ее союзников это был также «хлебный мир», предусматривающий налаживание очень выгодных торгово-экономических отношений с Украиной. Украинской власти Брест-Литовский мир дал возможность строить полноценные отношения с могущественными соседями, в частности, обращаться к ним за помощью.

Неожиданно благоприятными оказались соглашения и по территориальному вопросу. На границе с Австро-Венгрией УНР сохраняла за собой полностью Подольскую и Волынскую губернии — как это и предусматривал ІІІ Универсал (напомним: западные уезды Волыни контролировались немцами еще с 1915 года). Более того, к Украине отходили территории Холмщины и юга Гродненской губернии – включая город Брест-Литовск, в котором длились переговоры. Это были чрезвычайно выгодные условия, учитывая то, что войска УНР в то время контролировали только часть Волынской губернии.

Восточная Галиция и Буковина с Закарпатьем оставались в составе Австро-Венгрии, что не удивительно – ведь это были ее довоенные территории, и она их успешно контролировала. Удивительным было другое. Хотя Вена в Брест-Литовском соглашении выступала как сильный партнер, она согласилась на щедрую уступку делегации УНР – пообещала впоследствии создать из украинских земель австрийской части монархии отдельный коронный край. Украинцы безуспешно добивались этого с 1848 года!

Уже 12 февраля Совет народных министров УНР обратилась к Германии с просьбой оружием помочь против большевиков. Это совпадало с намерениями Берлина дожать Совнарком до подписания полноценного мирного соглашения. Большевики в это время играли с глупым лозунгом «ни войны, ни мира», и чтобы вернуть их за стол переговоров, 19 февраля на фронте от Балтики до Волыни началось немецкое наступление. 28 февраля к немцам присоединились австро-венгерские войска, среди которых был Легион Украинских Сечевых стрельцов. Благодаря соглашению и официальному приглашению со стороны УНР, войска Центральных держав вступали в Украину как союзники. В авангарде немцев и австро-венгров наступала обновленная украинская армия, которая 1 марта 1918 года освободила Киев.

В конце концов, 3 марта 1918 года большевистская делегация по указанию Совнаркома была вынуждена подписать с Центральными державами собственный Брест-Литовский договор. Среди прочего, он предусматривал обязательства советской России прекратить войну против УНР, признать независимость Украины и заключить с ней мирный договор. Еще два месяца потребовалось на то, чтобы окончательно вытеснить большевистские отряды за пределы Украины. За это время украинские войска побывали в Крыму и дошли до Донбасса.

Брест-Литовский мир дал возможность освободить Украину от российских захватчиков, устанавливал выгодную границу на западе, подарил украинской власти полгода относительного покоя и возможность заниматься развитием государственности. Конечно, были также моменты, которые умаляли эти успехи: произвол оккупационной администрации «союзников» (вплоть до организации государственного переворота), нерешенность ряда территориальных вопросов (Холмщина, Крым, Галиция…), фактическое обезоруживание Украины «союзниками» накануне новой большевистской агрессии. Несмотря на это, Брест-Литовский договор практически во всем выигрывает по сравнению с другим памятным соглашением – Варшавским (21 апреля 1920 года). За обещание признания и военной помощи поляки потребовали от Украины больших территориальных уступок на западе, они дошли только до Днепра и очень быстро были вынуждены навсегда отступить. Тем не менее, именно Варшавское соглашение порой позиционируется у нас как выдающийся образец партнерства и братства по оружию во времена революционной бури 1917-1921 годов.

 

Бонус: Карта расчленения России из французской газеты «Exelsior» за 27 февраля 1918 года

Французская карта демонстрирует ситуацию, имевшую место между подписанием украинского и российского Брест-Литовских договоров. В публикации утверждается, что Брест-Литовский договор изумительно изменил карту империи русских царей.

Немецкий фронт продвигается на восток и почти достиг Киева. Территории, оккупированные Центральными державами, разделены на несколько категорий. С вертикальной штриховкой – те, которые предполагалось отторгнуть от России (Польша, Литва, Ливония, Курляндия, Эстония). Маркированные точками белорусские территории и Псковщину предполагалось впоследствии вернуть России – после заключения мира и демобилизации.

В качестве независимых государств показаны Финляндия и УНР. Последняя – в пределах ІІІ Универсала с добавлением обещанных за Брест-Литовским договором территорий Холмщины и юга Гродненщины (Берестейщины). Кстати, это довольно раннее и довольно точное изображение территории Украины в источниках, связанных с Антантой. Позже на западных картах можно будет очень часто увидеть Украину с причудливыми границами – без Северной Таврии, зато с Курской губернией.

Exelsior

Карта любезно предоставлена Павлом Подобедом

Интересно, что рядом с Финляндией выделена Ингрия, а рядом с Украиной – Курская и Воронежская губернии (города Курск и Воронеж перепутаны местами). Возможно, это намек на перспективные направления территориальной экспансии?

Выделены также периферийные страны-регионы – Беларусь, Бессарабия, Крым, Казаки (Дон) и Кавказ. Толстой границей от самой России отделены азиатские территории: Российский Туркестан и Сибирь. Остальная Россия на карте делится на Великороссию и (вероятно не совсем великорусскую) «Восточную Россию».

Карта не дает нам забыть и важный для Франции контекст Первой мировой войны. На ней показаны позиции германского блока, а также упоминается Антанта. Обозначены основные морские порты региона, имеется много количественных показателей для читателей, привыкших все подсчитывать.

Комментарии
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».
На верх