Происхождение украинцев

Роксоланы – известные ещё до нашей эры предки росов/русов, а их славянство является несомненным?

Миф 

Роксоланы – известные ещё до нашей эры предки росов/русов, а их славянство является несомненным.


Историческая реальность

Роксоланы одно из племенных объединений ираноязычных кочевников-сарматов, чьё пребывание в степях Северного Причерноморья было пусть и достаточно долговременным, но эпизодом, а «исторический путь» закончился в Подунавье за полтысячелетия до появления русов на юге Восточной Европы.

Римские воині преследуют сарматских всадникоов. Колонна Траяна, Рим.

Римские воины преследуют сарматских всадников. Колонна Траяна, Рим.

Внимание на созвучность названий «роксоланы» и «росы/русы» обратили ещё в XVIII в. В частности, отец-основатель антинорманизма М.В. Ломоносов полагал, что правильное произношение «россоланы» было искажено в греческой (а через неё и в латинской) передаче. Позднее с этим мнением солидаризировались практически все крупные антинорманисты. Стоит отметить, что современные псевдоисторические изыскания обращаются к конструкции «роксоланы россомоны «народ рос» росы/русы», как правило, со ссылками на работы исследователей XVIII ХІХ вв. Куда более основательную точку зрения современных истории и археологии относительно роксоланов поклонники «седой древности руси-славян» старательно игнорируют. (См. Росомоны — дпевние росичи/русичи? Русь — название одного из древнейших славянских племен? )

(с) Енциклопедія історії України

(с) Енциклопедія історії України

Между тем, все сведения синхронных источников о роксоланах вполне однозначны. В частности, уже первый автор, упомянувший роксоланов, – античный географ Страбон (ок. 64/63 до н.э. – 23/24 н.э.) дает описание их кочевого быта (ІХ.ІІІ.17). Страбон ограничивается только констатацией легковооруженности роксоланских воинов, но в более поздних источниках роксоланы фигурируют уже исключительно как кавалеристы, что весьма характерно (и естественно) именно для кочевых народов. Немногочисленные лингвистические материалы (в основном имена) дают все основания относить роксоланский язык к иранским. Да и сам этноним «роксоланы» наиболее уверенно этимологизируется из иранских языков со значением «светлые аланы» (напомним, что потомки тогдашних аланов — современные осетины). Таким образом, усматривать в ираноязычных кочевниках предков оседлых земледельцев славян (представителей другой ветви индоевропейских языков) нет оснований.

(с) Енциклопедія історії України

(с) Енциклопедія історії України

Даже если отбросить сделанные выше замечания, остается проблема хронологического разрыва и географических несоответствий. Страбон четко локализует роксоланов в степях между Борисфеном-Днепром и Танаисом-Доном, отмечая, что зимуют они у побережья Меотиды (Азовского моря), а летом откочевывают к северу. Насколько вглубь материка – неизвестно, также как неизвестно и то, кто именно живет севернее роксоланов. При этом Страбон описывает ситуацию около 112 г. до н.э., когда состоялся «дебют» роксоланов на исторической арене в качестве союзников царя скифов Палака в войне с Диофантом (полководцем, присланным Понтийским царем Митридатом VI на помощь жителям Херсонеса Таврического).

.

(с) Енциклопедія історії України

(с) Енциклопедія історії України

Страбон, писавший более столетия спустя после этих событий, приводит такое размещение роксоланов как еще современное ему. Однако уже к середине I в. н.э. новая волна кочевников с востока (аорсов, а следом за ними аланов), судя по всему, вынудила роксоланов перейти на правобережье Днепра. Начиная со 2-й пол. І в. роксоланы постоянно фигурируют как участники нападений на Дунайскую границу Империи, совершая набеги самостоятельно или в союзах с другими варварами. Позже роксоланы принимают участие во всех основных конфликтах в Дунайском регионе: Дакийских войнах начала ІІ в., Маркоманских войнах 160 – 180-х гг., Готских (Скифских) войнах 230 – 270-х гг.

(с) Енциклопедія історії України

(с) Енциклопедія історії України

Достаточных оснований утверждать, что к началу ІІ в. роксоланы полностью покинули Правобережную Степь, источники не дают. Напротив, археологические материалы (подкурганные сарматские погребения в простых грунтовых ямах, ориентированные на север, отождествляемые с роксоланами) свидетельствуют, что роксоланы составляли основную массу населения Степи между Днепром и Дунаем на протяжении І – ІІ вв. н.э.

Однако политический центр роксоланского объединения (царская ставка), надо предполагать, переместился в низовья Дуная. По крайней мере, договоры, заключенные с роксоланами римским императором Траяном и его преемником Адрианом (в 107 и 117 годах соответственно), предусматривали, что роксоланы обеспечивают безопасность Дунайского лимеса (укрепленной римской границы) в нижнем течении реки.

Последнее достоверное упоминание о роксоланах относится к 270-м гг. Они фигурируют среди пленников, проведенных в триумфальной процессии императора Аврелиана (270-275), которая увенчала его победы над дунайскими варварами. По-видимому, перипетии Готских войн и установление военно-политического господства готов в Северном Причерноморье существенно перекроили этнографическую карту региона. Большинство исследователей предполагает, что роксоланы вошли в состав племенного союза аланов, которые были «стратегическими партнерами» готов. Как отдельная военно-политическая сила роксоланы перестали существовать.

Впрочем, поборники «роксоланских корней» росов/русов часто апеллируют к пассажу из римского историка Аммиана Марцеллина, писавшего во второй половине IV в. (ХХІІ.8.3), где роксоланы упомянуты среди обитателей земель вокруг Меотиды (Азовского моря). Дело в том, что именно к северу от Приазовских степей локализует часть славян-антов автор VI в. Прокопий Кесарийский (VIII.4.(9)).

Явная инородность антов в ряду «роксоланы – анты – росы» сторонников данной конструкции мало смущает, главное ведь – «единство места», а также уменьшение хронологического разрыва. Как не смущает и то, что в описании Северо-Восточного Причерноморья Марцеллин использует сведения разных периодов, начиная от Геродота (сер. V в. до н.э.), а часть его информации, судя по всему, позаимствована из Страбона (I в. до н.э.). При этом Марцеллину, собственно, были хорошо известны события, современником которых он был, в частности – установление в Причерноморской Степи господства гуннов, одним из последствий которого было бегство на запад аланов (а отнюдь не роксоланов).

Подытоживая, стоит отметить, что в цепочке «роксоланы – россомоны – «народ рос» – росы/русы», слабыми являются не только «средние звенья», но и сам «роксоланский фундамент» выглядит крайне зыбко. Предполагать трансформацию ираноязычных кочевников в славян (или, хотя бы, какую-то часть последних), что требовало кардинальной смены образа жизни и языка, крайне трудно.

Комментарии
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».
На верх