Работа по проекту

Казачество. Украина в составе Речи Посполитой

Третья часть из цикла очерков популярной истории Украины для перевода на основные мировые языки. Предыдущую часть читайте здесь.

 

Общество. – Казаки в Великом княжестве Литовском. – Люблинская уния. – Католики и православные. – Братства. – Брестская уния. – Раскол православной церкви. – Казаки в Речи Посполитой. – Петр Сагайдачный. – Киево-Могилянская коллегия. – Предпосылки казацкой революции.

В 1470-1471 гг. заканчивается династический период истории Руси-Украины. Вследствие внутренних реформ в Великом княжестве Литовском упраздняются внутренние княжества. Они преобразовываются в административные единицы – воеводства. В литовско-руськом государстве заимствуются административные, политические и социальные стандарты Польского королевства.

Господствующее социальное положение в Польском королевстве занимала шляхта – военно-служилое сословие землевладельцев. В XV в. привилегии польской шляхты, а с ними и название, распространились на князей и бояр Великого княжества Литовского. Большинство шляхтичей называли «панами». Самые богатые из них – магнаты – представляли элиту государства. Малообеспеченная мелкая шляхта зачастую вела крестьянский образ жизни. Другим привилегированным сословием было католическое и православное духовенство. Городские чиновники, торговцы и ремесленники входили в мещанское сословие, а подножие социальной пирамиды составляли крестьяне.

Показателем вхождения Украины-Руси в культурный мир Европы и Возрождения стало то, что русин Юрий Дрогобыч в 1481-1482 гг. был ректором Болонского университета и стал первым украинцем, книга которого была напечатана. В 1491 г. в Вене впервые выходит печатная книга кириллическим шрифтом.

В конце XV в. в Великом княжестве Литовском начала формироваться новая социальная группа – казаки. Появление казачества стало результатом упразднения Киевского княжества. Низшая часть военного сословия, ранее подчиненная князьям, оказалась без работы. Поэтому она распространила свою активность на приграничные земли Дикого поля между землями Руси и Крымского ханата. Литовская администрация направила их энергию на защиту южных границ княжества от нападений крымских татар. Вскоре казаки стали значительной военной силой и частью литовского войска. Поскольку их центры находились ниже днепровских порогов, то их называли «запорожскими». Во главе казаков стояли демократически избираемые гетманы (от нем. Hauptman – военный начальник).

lviv

Панорама Львова – крупнейшего города Украины в XV– XVII вв. Гравюра 1618 г.

Где в XV-XVI вв. находилась «Русь». Украина из «границы» становится страной

Согласно источникам, «Русью» продолжали называться современная Украина и Беларусь, входившие в состав Польского королевства и Великого княжества Литовского. Историческим и сакральным центром Руси оставался Киев, где находилась резиденция Киевского православного митрополита. Жители этой территории обозначаются как «русины». Западноевропейские карты XVI в. показывают Русь в основном на месте Руського воеводства с центром во Львове. На наследие Киева в конце XV в. начинает претендовать Московское государство. Однако соседние государства не признавали эти претензии. Русины не считали себя одним народом с будущими русскими и называли их «московиты» или «московские люди». В Европе Московия считалась частью Великой Татарии, частью Азии, и ее цивилизационная принадлежность оставалась неясной.

С XVI в. слово «Украина» стойко ассоциируется с ареалом активности казаков – Диким полем и Средним Днепром. Возникает выражение «где казак – там Украина». Названия «Русь» и «Украина» начинают существовать параллельно на одной территории.

orsha

Битва при Орше 1514 г. (фрагмент картины XVI в).

Великое княжество Литовское враждовало с Московским государством. В 1514 г. происходит грандиозная битва при Орше, в которой войска во главе с украинским князем Константином Острожским разгромили армию Москвы. Однако впоследствии Литва все же потеряла Чернигово-Северскую землю. Неудачно для литовцев началась и Ливонская война с Московией Ивана IV Грозного в середине того же века. Под угрозой московского завоевания литовская знать решилась на слияние с Польшей (которому долго сопротивлялась, опасаясь оказаться в этом союзе на вторых ролях). В 1569 г. польский и литовский сеймы подписали Люблинскую унию, положившую начало федеративному государству – Речи Посполитой.

По условиям объединения в состав Польского королевства перешли Волынь, Киевщина и Брацлавщина (восточное Подолье). На этих землях, как прежде в Галиции, внедрялась польская система управления, продолжалось закрепощение крестьян и утверждалось привилегированное положение католиков. Многие шляхтичи-русины легко переходили в католицизм, небезосновательно считая его более «европейской», передовой и престижной религией. Но поддержку и сохранение культурных традиций, свойственных православию, взяли на себя братства – общественные организации мещан, создаваемые по примеру протестантских общин. Выпускники братских школ и книги братских типографий серьезно противодействовали католической экспансии.

Иным путем пошла часть руського духовенства, решившая преодолеть упадок православной церкви через сближение с Римом. В 1596 г. была принята Брестская уния, согласно которой православная церковь Речи Посполитой признавала верховенство Папы и уравнивалась в правах с католической, сохраняя при этом византийскую обрядность. Значительная часть духовенства и мирян отвергла унию. Киевская митрополия (охватывавшая украинские и белорусские земли) раскололась на две враждующие части – униатскую (ее приверженцев позже стали называть греко-католиками) и традиционно-православную, оказавшуюся вне закона и официально признанную королем только в 1630-х гг.

xotyn

Хотинская крепость

Что касается казаков, то одни из них поступили на королевскую службу и получили название реестровых. Другие (запорожское казачество) в 1580-х гг. основали укрепленный центр на днепровских островах – Запорожскую Сечь. Основная масса казаков жила в порубежных городах, покидая их только для участия в боевых действиях. Казаки участвовали в большинстве военных кампаний Речи Посполитой вплоть до военно-морских операций в Балтийском море, ходили в самостоятельные походы (в том числе совершали пиратские налеты на османское побережье Черного моря), нанимались на службу в европейские армии.

Среди казацких полководцев более всего прославился гетман Петр Сагайдачный. Под его командованием запорожцы приняли участие в успешном польском походе на Москву (1618), а в 1621 г. сыграли решающую роль в Хотинской войне против османов. Это была одна из ключевых битв, остановивших османскую экспансию в Европе. Сагайдачный способствовал возобновлению Киевской православной митрополии и становлению Киевского братства (в которое записался вместе со всем Войском Запорожским).

Киево-Могилянская академия

mohyla

Киево-Могилянская Академия

Школа киевского братства стала центром культурного возрождения православного сообщества. В 1632 г. митрополит Петр Могила преобразовывал школу в коллегиум – высшее учебное заведение. Это было первое такое учреждение в восточной Европе. Коллегиум (впоследствии – академия) воспитал поколения украинской элиты – духовных сановников, политических деятелей, писателей, ученых, философов. Киев стал одним из центров культуры барокко. В коллегиуме изучали научные дисциплины, стандартные для европейских университетов: классические и современные языки, богословие, риторику, математику, музыку, медицину. Академия просуществовала до 1817 г., когда была закрыта российскими властями.

Участие в войнах на стороне Речи Посполитой не мешало казакам радикально выступать против ее внутренней политики. Если во второй половине XVI в. политика Варшавы была толерантной в религиозных вопросах, то вскоре ситуация изменилась в худшую сторону. В начале XVII в. все магнатские княжеские роды с Руси-Украины уже включились в высокую польскую политику, перешли из православия в католичество и польскую культуру.

Православное сообщество утратило старую элиту, и ее место выразителя интересов страны заняли казаки. Они начинают вооруженные выступления против навязывания католичества и ограничения вольностей. Притеснения крестьян привели к росту социальной напряженности и протестных настроений. Все это не могло не привести к общенародному возмущению. Масштабные казацкие восстания, начавшиеся в конце XVI в., увенчались в конце концов казацкой революцией.

Комментарии
Обычный патриотизм должен быть подкреплен надежными источниками и фактами, которые можно использовать для своего сознания, так и для «идеологических дискуссий».

© 2014-2016 Ликбез. Atlaskit.

На верх